События библиотеки

Новые практики в библиотечно-информационном обслуживании детей и подростков

30 сентября 2015 года в Шелеховской межпоселенческой центральной библиотеке состоялся 2-й день совместного семинара, организованного Иркутской областной государственной научной библиотекой им. И.И. Молчанова-Сибирского и областной детской библиотекой им. Марка Сергеева «Библиотечно-информационная среда: проблемы, опыт, перспективы». Тема второго дня – «Новые практики в библиотечно-информационном обслуживании детей и подростков». В семинаре приняли участие 52 библиотекаря: заведующие детскими библиотеками, заместители директоров библиотечных систем по работе с детьми, заведующие методическими отделами, методисты и библиотекари из 25 муниципальных образований области. Программа семинара была очень насыщенной, прозвучали выступления специалистов как областных библиотек, так и библиотекарей муниципальных образований области.


Модератором второго дня семинара была Максоева Т. А, заместитель директора по основным вопросам Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева. Она открыла семинар своим выступлением «Стратегия библиотечного обслуживания детей в России», в котором рассказала о «Концепции библиотечного обслуживания детей в России на 2014-2020 годы». В ней отмечена специфика культуры детства, определена особая роль детских библиотек и сформулированы основные принципы социокультурной политики в сфере библиотечного обслуживания детей в России. Также было освещено положение детских библиотек в Иркутской области в условиях оптимизации бюджетных расходов, когда зачастую необоснованно происходит закрытие детских библиотек. Особое внимание было обращено на основные стратегические направления развития детских библиотек как активных представителей просветительских центров, центров общения и коммуникаций, творчества и безопасности детей в интернет-пространстве.

Выступление Герасимчук К.О., главного библиотекаря организационно-методического отдела Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева содержало в себе анализ методической работы детских библиотек области за 2014 год. Говорилось о том, какие формы повышения квалификации используются для обучения библиотекарей, какие интересные семинары, вебинары были проведены в течение года. Было рассказано о наиболее распространенных темах консультаций для библиотекарей, также проведен анализ участников акций, фестивалей, конкурсов, курсов повышения квалификации, инициатором которых является Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева.

В докладе Судоплатовой Е.А, заведующей организационно-методическим отделом областной юношеской библиотеки им. И. Уткина говорилось о принципах работы с книжным фондом. Были освещены психологические особенности восприятия книг в библиотечном пространстве, также показаны примеры оформления и размещения книжных выставок в Иркутской областной юношеской библиотеке.

Выступление Богомоловой В.В., заведующей отделом обслуживания читателей 10-15 лет Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева было очень наглядным: представлены образцы закладок, буклетов, лифлетов как одних из доступных средств привлечения детей и подростков к чтению. Также в медиапрезентации и видеороликах был освещен опыт Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева по проведению массовых мероприятий. Также были продемонстрированы варианты удачного оформления книжных выставок и рассказано о наиболее часто встречающихся ошибках: неправильное цветовое решение, несоответствие сопровождающих предметов выставки заданной теме, неудачный выбор шрифтов для заголовков и цитат.


В сообщении Романовской С.М., главного библиотекаря методического отдела центральной детской библиотеки им. А. Гайдара г. Ангарска, рассказывалось о конкурсах литературного творчества, которые ежегодно и успешно проводят для детей и подростков детские библиотеки города в целях привлечения детей к чтению. Кроме детских конкурсов, в ЦБС Ангарска проводятся профессиональные конкурсы среди библиотекарей, которые посвящаются теме года, объявленной в Российской Федерации (Год культуры, Год литературы). В течение всего периода проводятся мероприятия по заданной теме, в конце года подводятся итоги и награждаются победители.

Из доклада Гапон Л.Н., ведущего методиста центральной детской библиотеки г. Усть-Илимска присутствующие узнали об опыте работы библиотеки «Первоцвет» в области библиографического информирования организаторов чтения детей. Рассказано об индивидуальном и групповом информировании, составлении списков литературы по запросам, регулярности информирования, формам доставки списков. Проводится оценка запросов, согласно которым производится подписка на периодические издания для библиотеки.

Завершающим семинар было выступление Черниговой Н.А., заведующей организационно-методическим отделом Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева «Работа библиотеки в помощь формированию и поддержке института семейного чтения». В нем говорилось о том, что в себя включает термин «семейное чтение», о том, что в современных условиях снижения интереса к чтению необходимо сохранять и возрождать традиции семейного чтения, ведь только в читающей семье растут читающие дети. В помощь библиотекарям для работы с родителями были предложены памятки по привлечению читателей к семейному чтению, рассказано об опыте работы библиотек страны в области популяризации семейного чтения.

Работа на семинаре была очень плодотворной, выступления докладчиков сопровождались мультимедийными презентациями, по ходу выступлений докладчиков возникали комментарии слушателей, происходили дискуссии, библиотекари приобрели множество практических знаний, которые можно применять в своей работе. Такие мероприятия направлены не только на непосредственное получение новых профессиональных знаний и навыков, но и на расширение кругозора работников, обмен опытом работы библиотекарей. Анализируя роль семинаров в системе повышения квалификации библиотекарей, можно с уверенностью сказать, что она востребована работниками библиотек, играет важную роль в развитии библиотечного дела области, организации непрерывного образования, в распространении и внедрении инновационных процессов в работу библиотек области.