События библиотеки

Международный день толерантности

Международный день толерантности отмечают 16 ноября жители многих стран мира. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН и посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости.

Накануне Международного дня толерантности 13 ноября в библиотеке состоялась беседа-презентация «Дружба - это я и ты» для ребят 4-6-х классов школы № 10.

На планете Земля насчитывается около трех тысяч народов и народностей. Мы -люди разных рас, разных континентов (европейцы, азиаты, австралийцы), национальностей, разных вероисповеданий. Однако все мы имеем право достойно жить на планете и не страдать от обид, презрения и оскорблений.

Российская Федерация - одна из самых многонациональных стран в мире. В России проживают представители приблизительно 166 национальностей и народностей.

Ребята размышляли о понятии «толерантность», что значит «проявлять толерантность», подбирали слова-синонимы к слову «толерантность». Ребята узнали о Талейране Перигоре, талантливом министре Франции, умеющем учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы. А потом ребята участвовали в игре «Я - толерантный», проанализировали различные жизненные ситуации, где может проявиться толерантность, отвечали на вопросы теста о толерантности.


В отделе краеведения библиотеки также отметили День толерантности. На урок дружбы «Иркутск и Монголия - старинные соседи» 17 ноября пришли старшеклассники школы № 46. Мероприятие было посвящено 55-летию Иркутского отделения общества российско-монгольской дружбы. Монголия - ближайший сосед России со стороны Иркутской области.

Иркутское отделение общества советско-монгольской дружбы (ОСМД) было создано 5 сентября 1959 года. Так, ежегодно в Иркутской области отмечались месячники монголо-советской дружбы. Обычно в это время проходили кинофестивали художественных и документальных фильмов, выставки на тему «Монголия сегодня», выступления по радио, телевидению и на страницах областных газет. Во всех организациях, которые являлись членами общества советско-монгольской дружбы, в эти дни проводились собрания и вечера дружбы.

На мероприятии ребята узнали, что самая первая школа в Иркутске была открыта по приказу Петра I при Вознесенском монастыре и называлась «Мунгальской», т. е. школой по изучению монгольского языка. В ней готовили переводчиков для торговых связей с Монголией и Китаем, и выпускники стали первыми учителями русского и монгольского языков среди народов Сибири.

Велико было участие Иркутска в изучении природы, быта и культуры Монголии. Из Иркутска отправлялись научные экспедиции в Азию, в первую очередь в Монголию.

С давних времен наши народы вели торговые отношения, сотрудничали во многих областях культуры, образования, медицины. Эти отношения успешно развиваются и в наше время.

В 1939 г. при нападении Японии на Монгольскую границу советские и монгольские войска вместе сражались против агрессора на реке Халхин-Гол. В центре Улан-Батора стоит памятник русскому маршалу Г. Жукову, командовавшему войсками при сражениях у реки Халхин-Гол. В Монголии также установлен памятник русским солдатам, погибшим в этих боях. И в нынешнее время иркутский поисковый отряд «Восточный рубеж» уже не первый год выезжает в Монголию, чтобы найти и захоронить останки бойцов.

Во время Первой и Второй мировых войн из Монголии отправляли для русских войск лошадей: сильных, выносливых, неприхотливых, неутомимых в беге. В 1942 году на деньги монгольских пастухов был построен танк Т-34 и передан советским танкистам, сражающимся с фашистами.

На мероприятии ребята смогли познакомиться и со своеобразной природой Монголии, ее национальными парками, животным миром, узнали, как в стране заботятся о сохранении редких и исчезающих видов животных. Побывали заочно в удивительном заповедном месте Тэрэлж, где находится самое большое кладбище динозавров и их окаменелых яиц.

В Иркутске на территории Дома Европы располагается аллея городов-побратимов. Стройными рядами выставлены символы городов. У Иркутска этим символом стала часовня, поставленная в память Казанского кафедрального собора. Представители Монголии привезли для аллеи символ города Улан-Батора - священную птицу Хангарид.

На голове Хангарид - саёмбо - государственный символ Монголии, в одной руке Хангарид держит ключи от счастья, в другой цветок лотоса, как символ чистоты помыслов, а лапы сжимают в когтях змею - врага.

Чтобы лучше познакомиться и узнать друг друга между нашими странами регулярно происходит обмен студентами, учащимися школ, культурный обмен - проходят фестивали, выставки. Сотрудничество во всех областях будет и впредь способствовать дальнейшему развитию добрососедских отношений.

В отделе обслуживания читателей 10-15 лет к этой дате была оформлена книжно-иллюстративная выставка-размышление «Белая ворона». Так называют разных людей: своеобразных, сильных личностей, способных противопоставить себя остальным, или одиноких, замкнутых, выделяющихся чем-то особенным, не всегда понятным окружающим. Иногда такие люди становятся объектом насмешек, а то и агрессии. Выставка посвящена произведениям о неординарных личностях и состоит из тематических разделов.



Выставка "Белая ворона"

В разделе «Чудаки и зануды» вниманию подростков были предложены художественные произведения, в которых раскрываются нравственные темы, проблемы взаимоотношений среди подростков, о том, как порой нелегко найти общий язык с одноклассниками и родителями.

Раздел выставки «Не такие, как все» предоставил возможность познакомиться с книгами, герои которых неординарные личности, они обладают многими талантами, умеют быть толерантными по отношению к недостаткам других, остаются самими собой, могут видеть свои ошибки.

В оформлении выставки были использованы интересные факты о птицах семейства врановых. Например, вороны считаются самыми умными птицами и являются персонажами многих легенд и сказок, где они - мудрые птицы.

Также читатели могли определить свой уровень толерантности по отношению к другим национальностям, представителям других культур, отвечая на вопросы теста «Белая ворона или лидер?». Тест также помог ребятам определить свою позицию в среде одноклассников.

В отделе обслуживания читателей до 10 лет 17 ноября для третьеклассников школы № 11 прошел урок толерантности «Мы разные, но мы дружим». Начался урок с разговора о дружбе, доверии, взаимопонимании не только между собой, но и между людьми разных национальностей, разных культур. Дети дали определение понятию «культура» – это «обычаи, традиции, танцы, ремесла – все то, что досталось нам от наших предков и то, что мы должны не только сохранить, но и приумножить». Культура каждого народа уникальна, самобытна, она выражается во всем: что человек ест, во что и как одет, в каком доме живет и так далее. Чем больше знаешь о других людях, других культурах, тем интереснее жить и дружить. Диалог с детьми о толерантности строился также на примере книг Людмилы Улицкой «Другой, другие, о других». А литературный персонаж – Домовенок Кузька – играл с ребятами в ситуативные игры. В конце урока ребята определили, что такое толерантность: «Это когда понимаешь, что все люди разные, но всех нужно одинаково уважать». Библиотекарь обратила внимание читателей на роль хороших книг в формировании толерантности.