События библиотеки

Пожарная история Иркутска

Час истории

Сотрудники отдела краеведения провели 17 июня для ребят летней площадки одиннадцатой школы исторический час «Пожарная история Иркутска». Ведущая рассказала о дореволюционном Иркутске, и как обстояли дела в городе с охраной от пожаров, сопровождая рассказ слайдами электронной презентации. С мая по сентябрь, например, нельзя было топить печи в домах, чтобы исключить малейшую возможность случайного возгорания. А после большого пожара в Иркутске (1879 г.), когда сгорела лучшая часть города, запретили строить на центральных улицах деревянные дома – только каменные. Появилась пожарная каланча, которая стала самым высоким зданием в дореволюционном Иркутске. Была создана добровольная пожарная дружина. Стали строить брандмауэры – каменные стены между домами, препятствующие распространению пожара.

В честь 200-летия пожарной охраны города в 2014 году в пожарной каланче, которая сама по себе относится к памятникам Иркутска, открылся музей пожарной охраны. Сотрудница музея МЧС Ирина Паравийчук, пришедшая на встречу со школьниками, продолжила тему истории пожароохранного Иркутска. Она раздала ребятам буклеты, памятки, брошюры, изданные МЧС. Рассказала ребятам о назначении каланчи. В начале прошлого века дозорные дежурили на верхней площадке – если замечали дым или огонь где-нибудь в городе, то немедленно били в сигнальный колокол на верхушке каланчи и одновременно развешивали специальные флаги, с помощью которых в то время указывали район, где бушевал пожар. Одновременно с каланчой был возведен целый комплекс помещений, чтобы разместить довольно большую в то время пожарную часть и депо для конных упряжек. В музее можно увидеть раритетные автомобили ГАЗ-АА и ЗИС-5В, конно-бочечный ход, телега с привязанной к ней деревянной бочкой, снаряжение пожарных и их экипировку разного времени. В залах музея можно проследить, как в течение двух столетий менялись инвентарь и одежда пожарных. Экспозиция музея пополняется.

Сотрудница музея показала ребятам фильм о современных спасателях, который произвел на них большое впечатление, и дети стали спрашивать, как стать пожарным и что он должен уметь делать. Оказывается, здесь важны две составляющие: высшее образование, и, что важнее, желание помогать людям. Более того, пожарный – это профессия не только для юношей, но и для девушек-пожарных – для них тоже есть работа всегда.

В завершение беседы Ирина спросила ребят, знают ли они, по какому номеру можно вызвать пожарных. Подумав и перебрав известные номера, ребята назвали «01» и, конечно, «112».