События библиотеки

Краеведческая работа в библиотеках с детьми: проблемы, идеи, новые подходы

О II областной школе краеведа детских библиотекарей «Наследие»


Работа школы краеведа "Наследие" в центральной детской библиотеке ЦБС г. Ангарска

Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева 29 октября 2013 года провела II областную школу краеведа «Наследие», на которой собрались около 40 специалистов муниципальных библиотек из 16 территорий области.

Участники Школы обсуждали актуальные проблемы краеведческой работы в библиотеках с детьми и подростками, обменивались практическим опытом, делились творческими удачами и обсуждали новые проекты.

Открывая работу Школы, директор ИОДБ им. Марка Сергеева Я. Ю. Гавриш отметила, что школа краеведа «Наследие» – это не только площадка по обмену опытом и инновационными практиками, но и новый импульс для самообразования библиотекарей, особенно в области освоения и использования интернет-технологий в практике библиотечно-информационной деятельности.

Тон выступлениям задала Т. А. Максоева, зам. директора ИОДБ им. Марка Сергеева. Она сформулировала положения, при которых деятельность детских и сельских библиотек по передаче национального культурного наследия от поколения к поколению будет проходить более успешно: это целенаправленная программно-проектная деятельность по краеведению; более широкое внедрение методик творческого чтения в практику работы с юными читателями; создание и развитие разнообразных информационных краеведческих ресурсов, размещение их в Интернете для обеспечения к ним широкого доступа.

Выездной тематической площадкой II областной школы краеведа «Наследие» стала центральная детская библиотека ЦБС г. Ангарска, которая в 2013 году отметила свое 60-летие. Специалисты библиотек города в своих выступлениях перед участниками Школы показали весь свой творческий потенциал.

Так, в выступлении главного библиотекаря ЦДБ ЦБС г. Ангарска В. Н. Сметанниковой рассказ шел не только о великолепном городском фестивале детского чтения «Виват, книга, виват, библиотека!», но и о других мероприятиях Года библиотек в Ангарске. Зам. директора по работе с детьми Е. А. Рогачкова представила литературно-творческий проект библиотеки «Сотворчество. Создание книг». Началось все в 2004 году, когда ангарская поэтесса Л. Зырянова принесла в библиотеку рукопись стихов для детей «Настёнка», но в ней не было рисунков. Вот тогда и родилась идея – выпускать серию книг ангарских писателей с иллюстрациями читателей-детей всех библиотек города. Так появились книги Галины Стулевой, Анны Желтогоновой, Надежды Кудашкиной, Аллы Стародубовой. «Сотворчество» – так ангарские библиотекари назвали эту серию, ведь книгу творят двое – поэт и художник. Только художников у серии много – все читатели детских библиотек.

Мастер-класс «Использование интернет-ресурсов библиотек Иркутской области в работе с детьми» провела Н. С. Карелина, главный библиограф ЦДБ ЦБС г. Ангарска. Участники Школы узнали об особенностях создания аннотированных списков полезных веб-ресурсов для детей как в печатной, так и электронной версиях, использовании их в справочно-библиографическом обслуживании.

О своем опыте создания CD-диска «Живой мир Ангарского района» рассказала ведущий библиотекарь Ангарской библиотеки №4 М. В. Либердовская. Весь материал диска сгруппирован по разделам: «Особо охраняемые территории», «Карта охраняемых территорий», «Редкие и распространенные виды флоры и фауны» и другие, что обеспечивает быстрый доступ к информации. Каждый раздел имеет систему подразделов и ссылок, например: насекомые, млекопитающие, птицы (сапсан, черный аист и т.п.). Актуальная информация, фактический и справочный материал, размещенный на диске, дают возможность познакомить школьников с богатым животным и растительным миром района.

Зав. сектором консервации редкой книги ЦБС г. Ангарска С. А. Ивашко провела виртуальную экскурсию по библиотечному музею ЦБС г. Ангарска.

Выступления участников показали, насколько работа с детьми по краеведению многогранна. Тему «Краеведческие игры как элемент краеведческой работы с детьми» раскрыла в своём выступлении Е. А Шульгина, зав. отделом краеведения и литературного наследия ИОДБ им. Марка Сергеева. Она рассказала о разнообразии игр и игровых элементов краеведческой тематики, используемых в библиотеках, отметив, что сотрудникам детских библиотек нужно учесть, чтобы игры, наполняющие краеведческие мероприятия, помогали расширить кругозор ребёнка, раскрыть его интеллектуальные и творческие способности. Большой популярностью среди читателей младшего возраста пользуются игры-кроссворды, игры-мозаики, ребусы, загадки, викторины, а подростки с удовольствием принимают участие в играх-путешествиях и краеведческих турнирах, которые проводятся в библиотеках по истории, природе, географии, литературе Прибайкалья. Увлечённо юные читатели области участвуют в этнографических и театрализованных краеведческих игровых программах. Также Е. А. Шульгина познакомила коллег с опытом детских библиотек России, проводящих краеведческие игры, рассчитанные на участие детей всего города.

Опытом работы по реализации краеведческих программ поделилась с коллегами Е. В. Белова, ведущий библиограф ЦДБ им. Ю. Черных ЦБС г. Братска. Результатом этой целенаправленной работы стали интересные проекты детских библиотек города: эколого-краеведческая газета «Жарок»; «Братские диковинки: экскурсии по интересным местам»; «Музей Деда Краеведа»; городские краеведческие олимпиады для школьников; экспозиция, посвященная творчеству братского поэта Ю. Черных «Жил в Сибири поэт» и другие.

Интересным был рассказ библиотекаря детского отдела Т. А. Сокольниковой о деятельности Верхоленской библиотеки Качугского района. Она представила работу библиотеки по теме «Воспитание гражданина на основе исторического и культурного наследия края». Особенно заинтересовал коллег мини-музей истории старинного уездного города Верхоленска, который организовали сотрудники библиотеки в своём здании – памятнике истории и архитектуры.

Научить современных детей любить природу родного края, видеть красоту окружающего мира, беречь и сохранять все живое, сформировать у детей нравственное отношение к природе – главная цель краеведческой литературно-экологической программы ИОДБ им. Марка Сергеева «Войти в природу другом», которую представила слушателям Школы автор – Е. А. Шульгина. В содержании программы отражена система непрерывного комплексного литературно-экологического просвещения и воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. Мероприятия в рамках программы отличаются разнообразием тематики и форм: театрализованные праздники, экологические часы, турниры, экологические акции. Элементы театрализации очень привлекательны для детей младшего возраста. Ребята, приходя в библиотеку, уже ждут встречи с постоянными героями мероприятий – Сибирячком, Лешим Кешей, Вороной – героями любимого детьми регионального детского журнала «Сибирячок».

Итоги Школы подведены, её участники обрели новые знания, творческие идеи, ближе познакомились друг с другом. Значит, работа Школы будет продолжаться в обмене идеями и находками, а может, в поездках друг к другу. И следующая встреча на аларской земле, в библиотеке-музее им. А. Вампилова, станет встречей единомышленников и друзей.