События библиотеки

Новый год спешит в Сибирь

литературно-этнографический чаc

Накануне празднования Нового года сотрудники краеведческого отдела провели 19 декабря для шестиклассников школы № 27 литературно-этнографический час «Новый год спешит в Сибирь». Ребята узнали, как отмечают этот чудесный праздник разные народы Сибири и что он значит.

«Не родись красивым, а родись под Новый год», – говорили в древности буряты. Коренные народы Сибири – буряты, якуты, тунгусы отмечали наступление нового года осенью. Это время года считалось временем богатства и достатка, так как начинался новый охотничий сезон. Буряты называют Новый год праздником Белого месяца. Название пришло с давних времен, оно связано с молочной пищей, основным продуктом скотоводства. В честь Нового года бурятские охотники устраивали «особую охоту»: они ехали в лес, но не били зверей, а «гостили» у них. Нужно было задобрить Хозяина тайги – покровителя охотничьего промысла. Чтобы расположить его к себе, шаман или старый охотник рассказывали всю ночь у костра сказки. Считалось, что Хозяин тайги ­– седобородый старец на олене – слушает рассказчика, и, если останется доволен сказками, то охотников ожидает настоящее везение. С приходом в бурятскую культуру буддизма, праздник Белого месяца стали отмечать в конце зимы.

Ведущая, сопровождая свой рассказ красочной медиапрезентацией, также поведала ребятам о том, что у эвенков Новый год наступает, когда первый раз закукует кукушка. А хакасский Новый год приходится на день весеннего равноденствия. В этот день хакасы по традиции своих предков приходят к ритуальному священному камню, имеющему магическую силу. В давние времена возле камня решали родовые споры, а шаманы до сих пор проводят обряды, и ни одна хакасская свадьба не проходит без посещения священного камня. У якутов тоже есть свой Новый год. Он наступает в конце весны, когда оживает и пробуждается природа. Якуты исчисляли свой возраст вёснами, и поэтому говорили: «столько-то вёсен прожил», прибавляя прожитый год к своему возрасту в день Нового года.


Шестиклассники школы № 27 на литературно-этнографическом часе

Но особенно ребятам понравился рассказ о сибирских Дедах Морозах. У бурят белый старец Сагаан Убгэн существует более двух тысяч лет, а вот якутские Властелины холода Чысхаан и Эхээ Дьыл появились в конце прошлого века и очень полюбились детям. Даже сложилась новая традиция: в декабре русский Дед Мороз прилетает на Полюс холода в Оймякон, и якутский Чысхаан в праздничной обстановке передаёт ему символ холода – посох. На этом торжественном мероприятии обычно бывает много гостей, и среди них – ненецкий новогодний старец Ямал Ири. Он легко управляет оленями и снегоходом, имеет персональный сайт, где ребята могут узнать все новости из его жизни.