Практические занятия
17 октября Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева впервые провела для сотрудников детских библиотек практические занятия Областной школы краеведа «Наследие», на которую съехались около 60 специалистов муниципальных библиотек из 17 территорий Иркутской области.
Ее участники собрались обсудить актуальные проблемы краеведческой работы с детьми и подростками в библиотеках, обменяться опытом, инновационными практиками. Но главное, как отметила на открытии Школы директор ИОДБ Я. Ю. Гавриш, создать единую обучающую площадку, в том числе в интерактивном формате, по работе специалистов библиотек с краеведческими ресурсами, интернет-технологиями и сформировать общую стратегию развития библиотечного краеведения в детских библиотеках области.
Заместитель директора ИОДБ им. Марка Сергеева Т. А. Максоева рассказала о порядке организации Областной школы краеведа «Наследие», о формах проведения занятий, среди которых могут быть сообщения, диспуты, презентации, деловые и ролевые игры, мастер-классы, скайп-общение, тренинги и практикумы, о статусе выездных тематических площадок инновационного опыта, которые будут функционировать в рамках Школы.
Первой такой тематической площадкой была выбрана библиотека № 5 МБУК «ЦБС г. Иркутска», которая находится в Иркутске-II. Участники Школы имели возможность увидеть не только реальную модернизацию системы информационно-библиотечного обслуживания читателей принимающей библиотеки, но и познакомились с ее опытом работы, который представили сотрудники библиотек № 5 и № 19 Иркутска-II Е. В. Крашец и Т. В. Гусева. Библиотека № 5 уже давно стала центром культуры своего района. При ней создан общественный Совет по культуре Ленинского района (в составе которого представители местной администрации и общественности) и краеведческий центр «Наследие» (в структуре которого действует музей истории Ленинского района). Обе библиотеки активно работают с детьми, проводя фестивали детского творчества: «Иннокентьевские звездочки» и «Мы читаем сказки Стародумова».
Главный библиотекарь отдела краеведения ИОДБ И. Н. Каширцева представила инновационные формы работы в краеведческой деятельности детских библиотек Прибайкалья. В качестве одного из примеров она продемонстрировала интерактивную игру-викторину «Илимский острог» Центральной детской библиотеки им. Ю. Е. Черных г. Железногорска Нижнеилимского района. Вместе с игрой на диске размещен план Илимского острога и его история. И. Н. Каширцева заметила, что в последние годы к краеведению интерес повышается. История каждого маленького места уникальна и вливается в большую историю. Создателями краеведческих документов являются библиотекари, поэтому информация должна быть достоверна.
Одна из задач Школы – координация деятельности библиотек и других учреждений, занимающихся вопросами краеведения. Поэтому на Школу краеведа был приглашен председатель президиума Иркутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры В. А. Китаев, который рассказал о возможностях взаимодействия ИРО ВООПИК с библиотеками региона, выразил готовность сотрудничать с библиотекарями в краеведческих вопросах, давать нужную информацию.
Дальнейшая работа Школы носила практический характер. Заведующая библиотекой № 3 МБУК «ЦБС г. Тулуна» И. С. Степанова представила вниманию коллег изданную к 70-летию города книгу «Семь легенд о Тулуне». Художниками-иллюстраторами стали юные читатели библиотеки, победившие в конкурсе, посвященном легендам о городе и реке, на берегах которой он расположен. Кроме того, был продемонстрирован созданный библиотекарями фильм к юбилею города «Тулун – центр Отчизны малой».
С большим интересом была встречена видеопрезентация коллег из села Черчет Тайшетского района, основным населением которого являются белорусы, а библиотека стала центром краеведения и белорусской культуры.
Мастер-класс по применению сервисов web 2.0 в краеведческой деятельности детских библиотек провели гл. библиотекарь организационно-методического отдела ИОДБ Н. В. Савинская и гл. специалист отдела психологии ИОДБ Л. А. Булсунаева: библиотекари учились создавать 3D книгу, интерактивный плакат (глогстер), знакомились с интернет-сервисами, позволяющими делать музыкальные открытки, мозаики слов. Заранее созданный ведущими буктрейлер по произведению А. Грина «Алые паруса» стал примером еще одной формы по приобщению детей к чтению на основе мультимедийных технологий.
В завершение Школы краеведа библиотекари выразили желание чаще организовывать подобные встречи. Такое общение и взаимодействие специалистов детских библиотек дают возможность учиться друг у друга, повышать свою квалификацию, помогают найти интересные и успешные формы и направления практической работы, способствуют распространению инновационного опыта краеведческой деятельности.
Освоение интернет-сервисов