Коллегам

Владимир Тарасов

«Историческое краеведение»: из опыта работы по экспериментальной образовательной программе для детских художественных школ

Вот уже пятый год в расписании занятий художественного отделения Областной школы искусств стоит новый предмет – историческая композиция.

В свое время именно историческая композиция была основой и высокой целью академической и реалистической школ русской живописи, тогда ее относили к «большим» жанрам изобразительного искусства. Под нее выстраивалась вся система преподавания в академиях и художественных вузах.

Однако в практике работы с детьми, в учебном процессе начального художественного образования как отдельный предмет она была выделена, пожалуй, впервые. Необходимость такого шага стала понятна после накопления опыта многочисленных, но достаточно спонтанных попыток обращения к исторической тематике. Это были итоговые работы выпускников, тематические задания по предметам, осуществленные по инициативе отдельных преподавателей, композиции, выполненные к конкурсам и выставкам, посвященным определенным историческим датам. Сыграл свою роль в оценке ситуации и опыт работы в жюри конкурса изобразительного искусства на краеведческую тематику, проводимого Центром детского и юношеского туризма и краеведения (Байкальское кольцо).

Результаты таких попыток, с одной стороны, обладали несомненными достоинствами. Свежесть взгляда, свойственная детскому воображению, необычность и оригинальность решения композиции, особая эмоциональность – все это существенно отличало работы юных художников от учебных иллюстраций, создавая особую атмосферу вовлеченности в жизнь «лет далеких, ушедших». С другой стороны, для историка или для человека, знакомого с историческими реалиями хотя бы в общих чертах, обилие ошибок и неточностей, а иногда и просто фантастических сочетаний примет разных эпох в детских работах было удручающим.

Не сразу, но стало очевидно, что даже при максимальном интересе к теме со стороны преподавателя и ученика, высокого результата с наскока не достичь, что историческая композиция, если к ней все же обращаться, требует иной, более последовательной организации учебного процесса. Это касается всех компонентов его составляющих, но прежде всего – сбора и подготовки изобразительного и текстового материала.

В рамках существующего комплекса учебных дисциплин художественной школы невозможно было уделить должное внимание подготовительной работе. А это было необходимо, тем более что многолетний опыт выявил слабое знание учащимися фактов и реалий российской истории и отсутствие даже приблизительного знакомства с историей своего края.

Таким образом, главным условием достижения приемлемого и тем более высокого уровня работ на историческую и историко-краеведческую тематику становилась планомерная (а не от случая к случаю) учебная работа. Ее главными практическими целями должны были стать получение необходимых знаний по реалиям исторических эпох, освоение навыков исторической реконструкции (с учетом возрастных возможностей ребенка); получение опыта работы в композиции и навыка работы с деталями.

Материальным, вещественным итогом проведенной учебной и творческой работы в этом случае становятся живописные, графические и скульптурные произведения юных художников, отражающие этапы истории родного края.

Выбор в пользу краеведческой тематики позволял придать творческой работе детей большую ценность, обеспечив их потенциальную востребованность в современном культурном пространстве. Ведь известно, что изобразительные материалы по истории области не отличаются богатством и разнообразием и по большинству тем и периодов просто отсутствуют.

Кроме того, опыт работы на историко-краеведческую тематику, сопряженный с активным процессом осмысления наследия прошлого, не может не сказаться на более высокой мотивации личности, мотивации к саморазвитию, к выработке норм и критериев гражданственности и патриотизма.

Новый предмет, введенный в расписание школы искусств, базируется на экспериментальной учебной программе «Историческое краеведение для художественных школ», разработанной с учетом специфики системы начального художественного образования. Приоритет в подаче и усвоении учебного материала отдан изобразительной наглядности в сочетании с постоянным практическим освоением и применением полученных знаний.

Несколько слов о программе. Программа рассчитана на 4 года обучения (с 1-го по 4-й класс художественной школы). Возраст детей – 9–11 лет. В составе программы теоретические и практические занятия. Теоретический курс – один час в неделю, 34 учебных часа в год. Практический – 5–10 часов в четверти (один-два дня занятий), 30 учебных часов в год.

Теоретический курс – знакомство с историческими событиями отдельных эпох, с их описанием очевидцами и участниками, с изображениями костюмов, интерьеров, предметов быта этого времени, выполнение зарисовок изобразительных материалов, выполнение эскизов по избранным темам. Практический курс – выполнение этапных и итоговых работ в различных техниках и материалах. Именно навыки практического применения освоенного материала являются целью учебного процесса в этой программе. И по результату практической работы (готовому произведению) можно оценить учебную работу учащегося и эффективность преподавательской методики. В хронологическом плане программа охватывает период от XVII до XX века включительно. В первом классе – XVII и XVIII века, второй класс – первая половина XIX века, третий – вторая половина XIX столетия, четвертый класс – XX век.

Программа не случайно была заявлена как экспериментальная. Только на экспериментальном этапе, в ходе работы с реальными учебными группами можно отследить специфику восприятия детьми исторических событий, возможность усвоения ими разнообразного визуального материала, выявить вопросы, требующие особо тщательной проработки, и создать методики, позволяющие максимально эффективно организовать учебный процесс.

Таким образом, программа в ее нынешнем состоянии рассматривается автором как проект, в общих чертах обрисовывающий контуры возможностей и намерений.
Структурирование учебного процесса, основного и дополнительного материала и даже методика отдельных этапов и заданий выявляются только на практике и становятся одним из важных результатов этой практики.

За прошедшие четыре года был пройден полный цикл обучения по программе. В параллели находилось три класса, что позволило объективно и оперативно сравнивать результаты применения программы на уроках, вносить коррективы в методику подачи учебного материала, в организацию процесса занятий, в приемы выполнения учебных работ.

Первая задача, которая стояла перед педагогом, – заинтересовать учащихся, побудить их к творческому освоению материала, увлечь поставленной целью – созданием законченных графических и живописных работ. Наиболее успешно эта задача была решена в первый и второй год работы по программе.

Как показал опыт, методика перехода от сказочного повествования (на примере сибирских сказок и легенд) к событиям давней истории XVII–XVIII веков полностью себя оправдала. Несмотря на свою отдаленность от нашего времени, зримые приметы тех эпох знакомы детям, прежде всего через иллюстрации к детским книгам.

Костюмы, архитектура и бытовые детали Московской Руси XVII века можно найти в русских сказках. Приметами европейской культуры XVIII века насыщенны иллюстрации и мультфильмы по сказкам братьев Гримм, Гофмана, Андерсена. Переход к исторической тематике 1-й половины XIX века (а это второй год обучения по данной программе) также был достаточно плавным и плодотворным. События войны 1812 года и декабристская тематика не вызвали неприятия у детской аудитории. Здесь сыграли свою роль и прежний компонент узнаваемости силуэта в архитектуре и костюмах, и хорошая подготовка изобразительного и тематического учебного материала. По теме декабристов в Сибири было в 2005 году разработано и издано самостоятельное учебное пособие. Темой войны 1812 года и участием в ней воинов-сибиряков я занимаюсь уже более трех лет (в т. ч. в плане разработки учебного пособия –  совместный проект с Музеем декабристов).

Опыт работы по первому и второму году обучения выявил необходимость предъявления высоких требований к текстовому материалу. Простота изложения, соединенная с максимальной яркостью и образностью языка, подробное доступное зрительному отображению изложение хода событий, деталей каждого эпизода просто необходимы для детского восприятия. Только в этом случае возможен хороший практический результат. Поиск таких текстов и адаптация недостаточно пригодных для детской аудитории заняли много времени, тем более что было важно проверить наличие отклика детей на различные формы и даже жанры предлагаемых текстов. И при возможности проанализировать причины принятия или непринятия предложенной темы и способа ее изложения. С этой же целью было опробовано сочетание больших и малых тем, событий массовых, и определяющих, и мелких: бытовых, подчас анекдотических, по-своему оттеняющих главные направления хода истории.

В третьем классе учебная работа была посвящена периоду второй половины XIX века. Как оказалось, событийная сторона здесь обладала меньшей эмоциональной яркостью, была менее интересна для детского восприятия. И поэтому учебные темы были более мелкими, локальными. Это в свою очередь дало большее разнообразие в тематике отдельных работ, повысило интерес к бытовым деталям.

Главные трудности встретились в четвертом классе. Если изобразительные мотивы XVII, XVIII, первой половины XIX веков и в меньшей степени второй половины XIX века, были знакомы учащимися (хотя бы приблизительно), то ХХ век, рассматриваемый до 70-х годов, оказался белым пятном, не имевшим никаких изобразительных или событийных зацепок в их сознании. И я как преподаватель оказался совершенно не готов к такой ситуации.

Проблему отображения в детских работах истории ХХ века частично удалось решить только на основе книги воспоминаний иркутянки Лидии Тамм и только периода революции и Гражданской войны (наиболее яркие и качественные для предмета исторической композиции эпизоды относятся именно к этому времени). Были использованы также фрагменты из книг иркутского писателя И. Гольдберга по тому же периоду. Подобный литературный и изобразительный материал по XX веку требуется еще искать и готовить.

Вторым открытием для педагога было полное незнание учащимися истории жизни своих ближайших родственников и родителей, и активное нежелание в эту историю погружаться. Неприятие темы «Моя семья в истории области» (составной части раздела «История XX века») показало, что надо начинать подготовку к ней уже с первого класса или отказаться вовсе.

При разработке программы предполагалось представить в учебной работе, кроме общеобластных и касающихся губернского Иркутска тем, еще и темы малых городов, поселков и деревень. Но в процессе подготовки к занятиям выявлялось либо отсутствие таковых материалов (как текстовых, так и изобразительных) либо их низкая эффективность для детского восприятия. Иногда такие материалы удавалось найти уже после завершения заданий. Сейчас такие материалы уже есть в наличии, и с опорой на них региональное направление учебной программы будет реализовано в полной мере.

При работе с учащимися по отображению событий, связанных с историей Иркутской области, предполагалось опираться на их знания по российской истории, полученные в общеобразовательной школе, соотнося события общероссийские и местные. Но, несмотря на то что художественную школу посещают, как правило, отличники и ударники основной школы, мои надежды не оправдались. Из всех учеников параллели (6 групп) хоть какими-то познаниями в истории обладали два-три человека, и то знания эти были путаные и сумбурные. Таким образом, от попыток детализировать региональную (областную) историю на основе истории российской пришлось отказаться. И, рассказывая о местных событиях, пришлось не менее подробно излагать их общероссийские причины, что значительно сокращало объем изучаемого регионального материала.

Добившись проявления интереса учеников к событийной и изобразительной сторонам предложенной темы, после выполнения первых композиционных эскизов необходимо было предоставить им детализированный рабочий материал, без которого композиция не может обладать исторической достоверностью.

Такой материал собран по всему изучаемому историческому периоду (XVII–XX века), но пока он слишком неудобен в учебной работе. Это, как правило, иллюстрации из весьма толстых книг, что требует большого количества закладок и не дает возможности работать со справочным материалом сразу нескольким учащимся. Кроме того, есть риск порчи изданий и иллюстраций. Необходимо изготовить красочные таблицы, отсканировав и распечатав необходимые изобразительные материалы, либо попытаться сделать то же на более современном уровне – проецированием на экран подготовленного в электронном виде материала.

В процессе перехода от эскизных зарисовок к работе в формате были опробованы различные размеры листов от А4 до А2 и даже А1. При этом выявилась необходимость индивидуального подбора формата сообразно творческим темпераментам учащихся. То же можно отнести и к выбору техник исполнения. Какой-либо оптимальной техники определить не удалось. Тем не менее показательные, качественные работы получены в довольно большом диапазоне техник от черно-белой графики до живописных, скульптурных и керамических работ.

В связи со сложностями, выявившимися в четвертом классе, и архивной работой по подготовке регионального событийного компонента не удалось уделить достаточного времени популяризации нового предмета и программы. Тем не менее программа и ее первые итоги были представлены в Музее истории города Иркутска на конференции «Город Иркутск – город исторический», в Областном краеведческом музее на ежегодной конференции работников музея, в редакции журнала «Сибирячок» и сотрудникам Музея декабристов.

Наиболее заинтересованные отклики на программу и ее первые результаты были получены от редакции журнала «Сибирячок» и Музея декабристов.

На сегодняшний день прорабатываются возможности сотрудничества с Музеем декабристов. Разработан совместный проект подготовки мероприятий по празднованию 200-летней годовщины победы в Отечественной войне 1812 года, включающий в себя учебный, методический и конкурсный компоненты. Готовится проект совместной работы по проведению ежегодных конкурсов декабристской тематики областного, российского и международного уровней.

В результате учебной и творческой работы учащихся были выполнены композиции по темам:

1 класс

Сибирские сказки и легенды
Первопроходцы Сибири
Великая Северная Экспедиция
Иркутск в XVIII веке

2 класс

Сибиряки в войне 1812 года (Смоленское сражение, Бородинская битва, малые города, партизанское движение)
Светская жизнь в начале XIX века
Декабристы в Иркутске

3 класс

Торговля на Лене
Почтовые станции в Сибири XIX века
Сибирские тракты в XIX веке
Сибирь и каторга
Восстание поляков на Кругобайкальской дороге
Пожар в Иркутске 1879 года

4 класс

Иркутск на рубеже XIX–XX веков
Иркутск периода Гражданской войны
Моя семья в истории Иркутска (3–4 работы)

Отчетная выставка «Иркутск глазами детей» прошла в Музейной студии Областного краеведческого музея с 25 июня по 1 сентября. Было представлено 26 детских работ, отражающих историю города с XVII по начало XX века.