Коллегам

 Ольга Шахерова

Популяризация творчества сибирских писателей в рамках изучения региональной литературы в общеобразовательной  школе: учебная хрестоматия «Писатели Восточной Сибири»

Известный литературовед и культуролог Д. С. Лихачев писал, что понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Действительно, традиционно русскую литературу изучают в контексте вечности и конкретного времени как историю литературного процесса. В последние десятилетия учеными активно решается задача осмысления фактора пространственной характеристики литературы. В таком контексте изучается оригинальная литература Сибири, которая имеет почти 400-летнюю биографию. Сегодня литература Сибири, определившаяся в последние годы как серьезная научная проблема, делает первые и еще робкие шаги в школе.

Изучение литературы родного края – это одно из новых направлений преподавания литературы в школах Иркутской области.

Правовым основанием для введения нового учебного курса является Приказ Департамента образования Иркутской области  за № 619-дпр от 07.05.2007 г. «О региональном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области на 2007–2008, 2008–2009 учебные годы». Действие приказа распространено на ближайшие годы до начала работы по новому Федеральному государственному стандарту.

Главная цель нового учебного курса – изучить и возродить традиции литературного краеведения в Сибири, вызвать у учащихся интерес к своей малой родине, пробудить чувство любви к своему краю, литературе и культуре Сибири и родного края, развить творческие способности учащихся. Задача – максимально приблизить изучение гуманитарных наук к личному опыту учащихся, не просто расширить представление детей о литературе благодаря новым именам, но и дать возможность почувствовать себя звеном в цепи литературных, исторических событий.

Для учебного курса мной создан учебно-методический комплекс, который состоит из программы курса,  книги для ученика «Писатели Восточной Сибири. Хрестоматия для 5–6 классов общеобразовательных школ» и методических рекомендаций для учителя. В книгу, предназначенную ученику, включены тексты для чтения, вопросы и задания к ним, краткая информация об авторах произведения. Методические рекомендации представляют собой подробные разработки по каждой теме, включающие в себя: формулировки целей; характеристику компонентов (краеведческого и литературоведческого); краткое описание возможного хода занятий; дополнительную информацию для учителя историко-культурного и литературоведческого характера.

Учебный курс согласован с основными программами по литературе. Это проявляется в следующем: во-первых, изучение произведений писателей Восточной Сибири направлено на воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; во-вторых,  на уроках решаются задачи литературного образования, важнейшей из которых является чтение и изучение текстов, имеющих художественно-эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова.

В хрестоматии предлагаются жанры, соответствующие рекомендациям Министерства общего и профессионального образования РФ: фольклорные и авторские сказки, эпические сказания, рассказ, фрагменты из повести, летописи, стихотворные произведения. Основными критериями отбора художественных произведений сибирских писателей для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.

В пятом классе изучение литературных произведений предваряет знакомство с устным народным творчеством Восточной Сибири, которое подается как память региона и часть мирового культурного наследия.

Краеведческий компонент раздела преследует цель привлечь внимание к сказкам народов Восточной Сибири, показать особенности мышления, восприятия окружающего мира, образа жизни разных народов, особенности речи сказителей, значимость работы фольклориста-собирателя. При изучении сказок учителю предлагается указывать на географической карте место, где произведение было записано.

Для того чтобы дети воспринимали фольклор Сибири как развивающееся явление,  предлагается знакомство с  понятиями  «сказитель» и «собиратель». Учитель должен дать представление об изучении фольклора в крае, познакомиться с учеными-фольклористами Валерием Петровичем  Зиновьевым, Еленой Ивановной Шастиной, Надеждой Осиповной Шаракшиновой и другими. Дается представления о различии фольклорной и литературной сказок, о нравственной  основе  сказок. Изучается устойчивая  основа волшебной сказки, связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти.

Русский фольклор представлен сказками «Бурка, каурка, синегривый конь»,  «Митя», бурятский – сказками «Упрямый парень», «Желто-пестрая змея и охотник», «Как хан узнал себе цену» и сказкой о животных «Жаворонок и обезьяна». Тофаларский фольклор представлен сказками «Три мальчика» и «Тер-окыш – долина цветов», эвенкийский – народными сказками «Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай» и «Умусликэн».

В разделе «Человек и природа» собраны тексты, дающие возможность не только узнать нечто новое о сибирской природе, но и  приблизиться к постижению подлинной художественности произведения. Познание родной природы происходит при изучении рассказа современного иркутского ученого и писателя Семена Устинова «Любопытный бурундук».

В произведении описываются повадки, внешний вид, образ жизни бурундука, отношение к зверьку человека, а в рассказе Алексея Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий» утверждается о том, что огонь в тайге вреден и для ягодного кустарника, и для почвы. В этих произведениях дается осмысление темы любви к природе, добра и красоты.

Более детально изучается рассказ Валентина Распутина «В тайге над Байкалом». В нем описывается первый жизненный опыт мальчика, связанный с путешествием по берегу Байкала, утверждается непреходящая ценность красоты окружающего мира, способность человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться энергией красоты и природной мощи.

В пятом классе изучается небольшой рассказ Марка Давидовича Сергеева «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем». После чтения рассказа вслух беседа с учащимися строится по следующим вопросам и заданиям.

Вопросы и задания, направленные на раскрытие темы

Что вы узнали об авторе рассказа Марке Давидовиче Сергееве?

С какой целью автор знакомит читателей с переводом стихов туркменского поэта Каюма Тангрыкулиева?

Какие мысли положены в основу этих стихов?

Для чего же человеку нужна сила?

Как человеку не стать посмешищем в глазах других?

Выпишите поговорки и пословицы разных народов, приведенные в рассказе. Как вы понимаете их значение? («Трус от страха медведя «тятей» зовет» (арм.); «Кто от битвы бежит – пусть в земле лежит» (туркм.); «Трус умирает дважды» (рус.); «Собака лает – ветер уносит» (укр.); «Кто гнев одолевает – тот крепок бывает» (рус.).)

Задания, направленные на развитие творческих способностей

Выпишите важные, на ваш взгляд, советы Марка Сергеева в свою тетрадь.

Попробуйте примером из жизни подтвердить необходимость этого совета.

(Вот для чего нужны нам силы: для защиты Отечества, для борьбы с тем, кто мешает жить людям, для того, чтобы встать стеной за справедливость. Тут уже себя жалеть нечего.
А драться по мелочному пустячному поводу – не походить ли на тех петухов, которые в стихах Каюма Тангрыкулиева говорят: «Посмешищем станем, а сытыми – нет».)

В шестом классе для знакомства предлагаются стихотворения Марка Сергеева в ряду других сибирских поэтов и прозаиков ХХ века: Д. Алтаузена, М. Рыбакова, И. Уткина, В. Распутина,  Д. Сергеева, А. Зверева, С. Иоффе, А. Румянцева, А. Кобенкова, А. Горбунова. В разделе «Лирика иркутских поэтов» собраны в основном стихотворения о сибирской природе. Пейзажная лирика, метафорически осваивая мир, будит воображение, заставляет почувствовать и увидеть привычный мир, преображенный мыслями и чувствами поэта.

Главная задача учителя на завершающих программу уроках – сделать учеников соавторами, соучастниками тех открытий, которые постоянно присутствуют в стихотворениях о природе. Для выполнения этой задачи предлагаются опережающие творческие задания, которые помогут учащимся приблизиться к тайне поэзии.