Коллегам

Сергей Сомов

Захоронение тункинского казака Степана Петрова как исторический памятник
(по материалам экспедиций туристско-биологического объединения Центра развития творчества детей и юношества г. Шелехова)

Место захоронения тункинского казака Степана Петрова было мною обнаружено в 1987 году. При опросах лесников Половинского лесничества Прибайкальского национального парка, на территории которого находится данное захоронение, выяснено, что это место известно очень давно, может быть сразу после гибели Петрова, или же оно было найдено при прокладке дорог лесорубами в 30-х годах. Ходили даже разговоры, что это могила сбежавшего каторжника. Жители поселка Большой Луг называют это место Крест.

Став руководителем туристско-биологического объединения Центра развития творчества детей и юношества г. Шелехова, я сумел заинтересовать этой темой ребят, и нами было предпринято шесть экспедиций к месту захоронения, в ходе которых были изучены и подробно описаны надпись на сосне (своеобразная эпитафия) и окружающая местность. Также были проведены экспертизы, установившие подлинность надписи, и некоторые другие. Работа по сбору и систематизации фактического материала, проливающего свет на обстоятельства возникновения данного захоронения, интересна и с точки зрения изучения истории КБЖД.

Могила тункинского казака Степана Петрова – это захоронение, а также  широкая и высокая затесь на сосне, в 150–200 метрах от русла реки Малая Половинная, в нескольких десятках метров от поймы и недалеко от ключа – притока реки.

Затесь обращена на северо-запад, расположена на уровне человеческого лица, от земли отступает примерно на 30 см. Средняя ширина затеси около 40 см. Текст надписи сделан крупными буквами (до 10 см в высоту). Надпись делалась небольшим острым топориком, что видно по вырезанным в древесине буквам. Затесь имеет форму православного креста, со скошенной линией внизу. На древесной, очищенной от коры плоскости сделана надпись: «Здесь покоится тело казака Тункинской волости Степана Петрова, убитого 20 мая 1913 года. Мир праху твоему, товарищ».

В тексте употреблены графические элементы, свойственные русской письменности начала ХХ века. Наглядно текст выглядит так: ЗДЪСЬ ПОКОИТ. ТЪЛО ...АКА ТУНКИН. ВОЛОСТИ СТЕПАНА ПЕТРОВА УБИТАГО 20 МАЯ 1913 Г. МИРЪ ПРАХУ ТВОЕМУ ТОВА...

Первый вопрос, возникший при обнаружении захоронения: не подделка ли это? После предварительной работы (анализ фотографий специалистами, рассмотрение версий), мы пришли к выводу, что надпись действительно сделана в 1913 году. Позже возник и второй вопрос: совпадает ли возраст дерева с возрастом надписи?

Если подлинность надписи (зарубок) подтверждают стиль и шрифт текста, а также цвет и консистенция древесного полотна, относительный возраст лишайников на краях затеси, то определение пропорции возраста дерева и зарубок требовалось определить. Нами были изучены материалы землеустройства лесного фонда по этому лесничеству (бонитет лесных пород на выделе, состав насаждений, их возраст), проведена ботаническая экспертиза.

Итак, порода и возраст данной сосны совпадали со сроком изготовления затеси. Сосне более 180 лет, она на данном выделе относится к старым породам, выпадающим из основного состава в связи со сменой этого состава леса.

Текст затеси является для нас первичным документом, вещественным источником. В  тексте о погребенном сказано: «убитого». Значит, смерть была насильственной. Важнейшей деталью для понимания текста является расшифровка слов ТЪЛО ...АКА. Это позволит понять, кто здесь похоронен. В связи с тем что слово видно не полностью, мы тщательно рассмотрели все возможные варианты. Основной версией стала расшифровка слова, оканчивающегося на «ака», как «казака», ведь именно конные казачьи подразделения были наиболее мобильными, и казаков можно было встретить в самых отдаленных уголках Прибайкалья. Срезав часть коры, закрывшей это слово при затягивании древесной раны, мы удостоверились в правильности нашего предположения.

Итак, выяснив, что это был казак, мы можем высказать догадки относительно того, что привело его в данное место. Это могло быть как сопровождение каравана, арестантов или экспедиции, так и поиск бродяг, охота, другой промысел. Причиной смерти в таком случае могло стать убийство или нападение дикого зверя.

Следующее предположение: гибель, вероятнее всего, произошла здесь же. Если захоронение происходило под деревом, о чем прямо говорится в тексте, то покойника должны были положить по определенным правилам: головой на восток, ногами к стволу.

Человек, вырезавший текст, был достаточно грамотный. Он уважал погибшего и считал его своим товарищем (хотя в начале ХХ века слово «товарищ» могло обозначать и «компаньон, напарник»). Возможно, погибший был нерядовой казак (десятский, сотник, подъесаул), так как не каждому могли быть оказаны подобные почести.

Ни о каких чрезвычайных событиях, происходивших в этом районе в 1913 году и  способных пролить свет на обстоятельства гибели казака, нам не известно. Чтобы собрать какую-нибудь информацию об интересующем нас времени, мы тщательно изучили следующие материалы областного архива:

1. Сведения губернского жандармского управления (в том числе, по розыску людей; по различным преступлениям и убийствам).

2. Церковные подушные списки.

3. Сведения по работникам железной дороги и жителям побережья КБЖД.

В имевшихся документах упоминания о казаке Степане Петрове мы не обнаружили, не нашли также по году захоронения (1913) никаких упоминаний о событиях в данном районе, связанных с нашим объектом.

Тем не менее нами собраны отрывочные данные по обнаруженным фактам, связанным с фамилией Петров и с казаками, имевшими отношение к этому району:

– В селе Еланцы Ольхонского района известна была семья казаков Петровых, занимавшихся контрабандой (данные Л. Н. Лузгиной, 2008).

– В книге атамана Иркутского казачьего войска Н. М. Меринова «Иркутское казачье войско (история и современность)» упоминается войсковой старшина семеновских войск Максим Петрович Петров (стр. 356). При отступлении семеновцев в Монголию он отличился в боях как пулеметчик.

– Найдена старая карта масштабом 1 км – 1 см. На ней указаны зимовья и тропы. Карта датирована периодом 30-х годов ХХ века. К сожалению, сохранилась только ее неподписанная калька, но подобную карту мы рассчитываем найти в архивах.

– По словам А. В. Лазо (брат капитана порта Байкал), его отец, Василий Яковлевич, работал на КБЖД с отцом (их дедом) на подвозке камней лошадьми на участке Култук – Маритуй. Ничего о гибели казака Петрова он от отца не слышал, и, по его словам, казаков там не было.

По результатам изысканий была создана исследовательская работа, с которой дети  выступали на региональных и всероссийских конференциях в Москве, Калуге, Иркутске.

Но данных материалов для установления личности погибшего и выяснения событий, происходящих в исследуемом районе, было, конечно, недостаточно. Фактически были проведены только первичные, базовые исследования. Это позволило сделать предположения о деятельности Петрова и его товарищей, причинах гибели Петрова, историческим условиям. Таким образом, работу можно считать промежуточной, неполной. Выводы по ней оказались недостаточными. Зато результативной можно назвать работу по спасению самого исторического памятника – уникальной надписи на дереве, которое чудом не сгорело. Сама надпись также портится под воздействием времени и сложных климатических условий.

В сентябре 2009 года была организована комплексная экспедиция в район исследований с целью спасения памятника. В состав экспедиции вошли члены эколого-краеведческого отдела Шелеховского ЦРТДЮ, педагоги, а также сотрудник Иркутского минералогического музея Л. Н. Лузгина. Фрагмент надписи был выпилен из дерева и перевезен в Краеведческий музей им. Г. И. Шелихова.

Осенью этого же года на традиционной малой конференции шелеховского музея «Моя малая родина» участниками экспедиции Еленой Кузьменко и Валентиной Павловой была представлена отчетная реферативно-исследовательская работа «Исторический памятник – могила Тункинского казака Степана Петрова».

Валя Павлова продолжила исследования в данном направлении, и ее работа на районной научно-практической конференции «Шаг в будущее – 2010» заняла 1-е место в секции «История и краеведение».

В ближайшем будущем мы планируем провести работу по следующим направлениям:

– работа в архивах: в областном архиве необходимо еще раз проработать архив главного губернского полицейского управления, архив точной документации (работа лесозаготовительных контор 30–60-х годов) с целью выявить хотя бы некоторые данные об условиях и событиях (следах событий), которые обнаружили лесорубы, работая в этом районе;

– опрос старожилов п. Большой Луг, откуда производилась лесохозяйственная деятельность (знали ли о «кресте», когда услышали впервые и т. п.);

– поиски старых карт этого района и их анализ;

– работа с краеведами п. Большой Луг (в том числе с работниками местного лесничества, с краеведами Слюдянского района).

– сотрудничество с архитектурно-этнографическим музеем «Тальцы».

Мы также планируем сделать более тщательную экспертизу дерева-креста (произвести срез годовых колец); отметить это место на тропе, а возле самой могилы установить металлический крест, так как дерево подгнило и может упасть. Кроме того, вселяет тревогу и то обстоятельство, что территория Прибайкальского национального парка очень слабо охраняется, а в долине рек Малая Половинная и Большая Половинная много сборщиков грибов и ягод, рыбаков, туристов, которые не всегда ведут себя подобающим образом. Поэтому часто возникают пожары (в прошлом году пожар едва не дошел до того места, где находится могила), существует и опасность глумления над могилой.

Исследовательская работа эколого-краеведческого объединения Шелеховского ЦРТДЮ позволяет вскрыть малоизвестный пласт в истории освоения Юго-Западного Прибайкалья в период строительства и первых лет работы КБЖД. Кроме того, реализация такого рода деятельности значительно расширяет кругозор членов объединения, способствует сохранению исторической памяти у детей и подростков, любви к своей малой родине и укреплению связи между поколениями.