Коллегам

Наши проекты

Проект «Социально-культурная реабилитация детей с ограниченными возможностями»

Доклады по обмену опытом библиотек Сибирского региона

Людмила Ивановна Коршунова,
начальник отдела защиты прав семьи, материнства и детства Аппарата Уполномоченного по правам человека
в Иркутской области

Правовое просвещение несовершеннолетних детей,

как одно из приоритетных направлений в деятельности уполномоченного по правам человека в Иркутской области

Благополучие и нормальное развитие детей определяет будущее любой страны. Дети нуждаются в особой защите и особых механизмах ее осуществления, позволяющих обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребенка и всех детей.
Ратификация СССР в июне 1990 г. Конвенции ООН о правах ребенка повлекла за собой установление для нашего государства определенных обязательств, в том числе и приведение национального законодательства в соответствие с положениями Конвенции. Государства – участники Конвенции – несут за свои действия в отношении детей юридическую ответственность.
Приняв обязательства не только перед мировым сообществом, но и перед населением страны, Российская Федерация как преемница СССР приступила к формированию политики в области защиты детства.
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, закрепила принцип государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. Особого внимания заслуживают положения ст. 38 Конституции РФ, которыми предусмотрено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Таким образом, в России ответственность за благополучие детей вместе с родителями разделило государство. Государственная забота проявляется в различных формах: в выплате пособий и пенсий, медицинской помощи, бесплатном образовании и т. д.
Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства. Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение и другое.
Хотелось бы выделить особую группу детей, которые требуют особой защиты:
– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
– дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
– дети-инвалиды.
Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартиях о правах человека с начала ХХ века. Данные нормы содержатся в более чем тридцати международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах).
В 1990 году Генеральная ассамблея ООН приняла Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей, направленную на создание условий для нормального развития и жизнедеятельности детей. Российская Федерация взяла на себя обязательства по улучшению ситуации внутри государства, ведь тяжелое социально-экономическое положение в период преобразований 1990-х годов не могло обойти и категорию детей: последствия были самыми печальными, начиная от ухудшения структуры питания до социального сиротства. Требовалось принятие срочных мер, которыми и явились план действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001–2002 годы, федеральная программа «Дети России», включающая целевые программы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Одаренные дети» и «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Несомненно, они сыграли свою ключевую роль, однако нельзя с уверенностью утверждать, что Российская Федерация разрешила все острые проблемы.
Согласно Конвенции, ребенок – это не маленький человек с маленькими правами, а человек с правами, и если не уважать его права, то став взрослым, он не станет ответственным человеком.
«Каждый ребенок имеет право на радость и защиту» – под таким девизом мы, взрослые, проводим несколько дней в году, а точнее: День защиты детей, Всемирный день ребенка, Новый год. Зачастую лишь в эти дни общество вспоминает о том, что детям нужна помощь и защита.
В силу политических переустройств последних 20 лет сами взрослые оказались незащищены: безработица, нищета, нездоровый образ жизни – многие не умеют защитить себя, не говоря уже о детях.
По проблемам детства в стране действуют свыше 400 законов, однако права детей практически не защищены и по-прежнему нарушаются.
Россия здесь, к сожалению, не исключение, поскольку сегодня наша страна настолько прочно интегрирована во все современные процессы развития человеческого общества, что и пороки цивилизации моментально поражают наше общество, и в первую очередь наших детей.
Относительно нашего региона хотелось бы отметить следующее: в регионе детское население – 587 376 человек.
На 1 января 2010 года показатель численности детей-инвалидов составил 13 008 человек.
По состоянию на 1 января 2011 года зарегистрировано 22 915 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 4% от общей численности несовершеннолетних, проживающих в области.
Практически во всех регионах, в том числе и нашем, семьи с детьми составляют больше половины от общего числа бедных.
Это подтверждают следующие цифры: 206 746 тысяч семей – имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, одиноких матерей – 48 262, которые воспитывают – 57 591 ребенка, семьи, находящиеся в социально опасном положении – 9 470, в которых проживает 17 614 несовершеннолетних детей, малоимущих семей – 194 581, в них детей – 266 306, многодетные семьи – 19 435, в них детей – 64 991.
Многие семьи сегодня не видят перспективы в жизни, реальной возможности изменить свой социальный статус, не верят в свои возможности. Особенно это актуально для сельских поселений, где практически невозможно найти себе применение. В связи с чем «применение», которое находят семьи, приводит к новым проблемам.
Большинство проблем семей и детей имеют социальные причины: бедность, безработица, недоступность медицинской и юридической помощи. Об этом говорят и жалобы, поступающие в адрес Уполномоченного.
Все негативные обстоятельства, перечисленные выше, порождают нестабильность как семьи так и детства. Но ведь люди, слабые и сильные, приходят во взрослость из детства. А оно является важной частью не только экономики, но и сегодняшней практики и завтрашней истории государства. Чем больше в детство вложишь, тем больше от него и получишь.
В связи с этим правовое просвещение с несовершеннолетними детьми является приоритетным направлением в деятельности Уполномоченного по правам человека в Иркутской области. Встречи проводятся с учащимися образовательных учреждений, школ-интернатов, воспитанниками закрытых учреждений, областным школьным парламентом, студентами вузов, детьми с ограниченными возможностями.
Стало традиционным проведение «Летней правовой школы», участие в декадах по правовому просвещению, в родительских собраниях. Встречи проводятся в различных формах: беседы, дискуссии, конкурсы, просмотры фильмов с последующим обсуждением, устный прием по интересующим вопросам и многие другие.
В течение трех лет Уполномоченный по правам человека и его аппарат участвуют в проекте «Родительский всеобуч "Основы семейного воспитания"».
Неоднократно данные мероприятия проводились совместно с представителями ГУФСИН по Иркутской области, а также правозащитной организацией «Ювента», министерством образования, общественными организациями, что позволяет разнообразить формы работы.
Проводимая работа позволяет сделать выводы о том, что просвещение несовершеннолетних детей требует системного подхода, в связи с чем необходим межведомственный подход.
У проблемы защиты детей нет простого решения. Однако проводимая работа позволяет сделать выводы о том, что работа по просвещению несовершеннолетних детей должна быть системной, скоординированной, при участии всех ведомств, законодательств и общественных организаций. Только так можно исправить ситуацию, которая никого не оставляет равнодушным.


- Список всех докладов проекта
- Все проекты