О. И. Омельченко,
начальник педагогического отдела
Новосибирской областной детской
библиотеки им. А. М. Горького
Опыт работы Новосибирской областной детской библиотеки
им. А. М. Горького по профилактике беспризорности
Катастрофически снижается уровень морально-нравственного здоровья детей и молодежи. С детства дети приобщаются к курению и употреблению алкогольных напитков. Ежегодно расширяется детская и подростковая наркомания. Статистика утверждает, что около 50% подростков к 17 годам уже хотя бы однажды пробовали наркотики, а 10% употребляют их регулярно. Естественно, растет и преступность, связанная с наркотиками. За последние десять лет число таких правонарушений увеличилось почти в четыре раза и превысило 50 тысяч. Высокие темпы роста наркомании и преступности наглядно показывают, что подростки в этом плане составляют наиболее криминально активную часть населения страны, и часть эта ежегодно растет.
Очень многие дети и молодые люди не хотят учиться, далеки от достижений отечественной и мировой культуры, не знают истории своей Родины, не питают к ней патриотических чувств, «косят» от службы в армии, всё больше вовлекаются во «взрослую» межнациональную рознь, не соблюдают элементарные нравственно-этические нормы.
К сожалению, перечень этих недостатков и пороков легко можно продолжить.
Стремительное нарастание кризиса семьи, снижение воспитательного воздействия родителей, их деморализация, пьянство и нищета породили крайне негативную тенденцию к росту сиротства детей.
Наиболее острые социальные проблемы современной семьи обусловлены сегодня рядом факторов:
По размаху детской беспризорности и безнадзорности Россия почти догнала период гражданской войны. Тогда беспризорность была вызвана революцией, войной, разрухой. В прямом смысле слова были разрушены дома, убиты родители… Иначе говоря, тогда такое явление, как беспризорность, стало естественным следствием.
Иное дело – сегодня. Дома стоят на месте. Но только дома – в смысле здания. Дом как семья – разрушен. И не один – тысячи. И потому в стране сотни тысяч беспризорников. У большинства из них есть отец или мать, но нет дома, любви и заботы. Потому и бегут мальчишки и девчонки из таких домов, предпочитая жить на вокзалах и помойках.
Кто они, современные беспризорники? Дети из семей социального риска, где пьющие папы и гуляющие мамы, дети, чьи родители уклоняются от воспитания своих чад, лишены родительских прав, осуждены. Это дети-инвалиды, ставшие для родных обузой. В последнее время появилась новая категория беспризорных детей – из опекунских семей и усыновленные. Средний возраст типичного беспризорника 9–12 лет. Пик ухода из благополучных семей приходится на возраст 14–16 лет. Побег из дома – это призыв на помощь
Подросток дает сигнал: «Я ухожу вместе со своими проблемами!» Ребенок ушел из дома самовольно. Сразу возникает вопрос – почему? Большинство разыскиваемых подростков жили в так называемых неблагополучных, «трудных» семьях, в которых процветало пьянство, постоянно возникали скандалы, драки.
Детей там били и унижали. Ребятишки не просто уходят из таких домов – доведенные до отчаяния, они бегут из них, надеясь, что там, на воле, им будет легче.
Другая причина – отсутствие родительского контроля. Мама с папой не знают, с кем дружит их чадо, где проводит время… А там зачастую возникают весьма сложные ситуации с криминальной окраской…
Представим вам одну из наиболее удачных классификаций типов беглецов, по мнению известного психолога Ф. Райса (Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб. : Издательство «Питер», 2000. – С. 552).
0 |
1+ |
2+ |
3+ |
4+ |
Не уходящие из дома дети |
Беглецы-исследователи и беглецы-искатели приятного общества |
Беглецы-шантажисты |
Беглецы от проблем |
Беглецы от опасности |
Беглецы-исследователи ищут приключения, чтобы таким образом утвердить свою независимость.
Беглецы-шантажисты обычно имеют более серьезные и длительные конфликты с родителями по поводу домашних дел, выбора друзей и т. п., поэтому они уходят, чтобы заставить родителей принять их условия.
В семьях беглецов от проблем еще более тяжкие конфликты и напряженность, имели место частые скандалы и побои.
Беглецы от опасности уходят из дома, чтобы избавиться от постоянного физического и (или) сексуального насилия со стороны родителей или опекунов.
Таким образом, вполне очевидно, что из дома убегают самые разные подростки, по самым разным причинам.
Возможно, работники библиотек кардинально ничего изменить не могут в данной ситуации, но они могут, используя свои средства и методы, вести работу вместе с другими руководителями детского чтения по выявлению причин беспризорности, по созданию доброжелательной, комфортной атмосферы для детей как дома, так и в школе.
Предлагаем подготовить цикл мини-бесед, листовок для родителей. Среди них:
Социологи назовут это «общественным
объединением», социальные психологи –
«неформальной группой», криминологи –
«сообществом», а политологи – «тусовкой».
Михаил Кордонский
«Неформальные объединения» – понятие, пришедшее из газет в 80-е годы как противовес «формальным», то есть официально зарегистрированным организациям (пионерия, комсомол, скаутизм…).
В настоящее время почти все существующие неформальные подростково-молодежные объединения можно отнести к категории досуговых, то есть ориентированных на свободное времяпрепровождение. Основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры, – стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей массы населения мегаполиса: одежда, прическа, музыка, места общения и т. д.
Существует большое количество классификаций неформальных подростково-молодежных объединений по различным признакам. В настоящее время наиболее актуальным вопросом работы с подростковыми формированиями является сохранение общественного спокойствия и профилактика правонарушений. На основании психолого-педагогических критериев подростковые формирования делятся на антисоциальные и просоциальные.
К просоциальным относятся клубы социальной помощи, экологические, этические, историко-патриотические объединения и иные формирования. С точки зрения общественного спокойствия интерес представляют только движения и формирования, которые реализуют просоциальную деятельность в экстремистских формах. Под антисоциальным поведением подразумевается цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений, не являющихся криминальными, то есть наказуемыми согласно действующему законодательству. Основной чертой такого поведения являются совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей. Признаки его проявляются уже в детском возрасте: отсутствие эмоциональной привязанности к родителям и близким, ложь, жестокость, проявляемая к животным и более слабым детям, агрессивность. Такие дети часто ввязываются в драки, совершают хулиганские действия, пропускают занятия в школе, бродяжничают, совершают мелкие кражи.
К сожалению, под категорию «антисоциальные» в настоящее время подпадает подавляющее большинство неформальных молодежных движений.
Скинхеды. Главное их занятие – очистка своей территории от «инородцев» путем запугивания, изгнания, физического уничтожения.
Что касается внутригрупповых отношений, то в них царит жесткая военная дисциплина, а новичкам иногда устраивают испытание в виде группового избиения. Тем самым их проверяют на умение терпеть боль и стоять за себя.
• Почему ксенофобов становится все больше? // Эхо планеты. – 2006. – № 20/21. – С. 6–11.
• Существующие радикальные формирования: иерархия движения // Опасный возраст. – 2008. – № 2. – С. 6.
Панки, в свою очередь, славятся в неформальной молодежной среде своей агрессивностью, угрюмостью, замкнутостью. Основной мотив их поведения – противопоставление себя традиционной культуре, что, в частности, проявляется в намеренной неряшливости. Согласно имеющимся у нас сведениям, отношения в среде панков жестокие и подавляющие.
Движение панков (от англ. – гнилушка, гадина) возникло в конце 70-х гг. XX в. в Англии.
Основой идеологии панков в одежде, морали и культуре является лозунг «Чем хуже – тем лучше!» Себя они называют «детьми помойки» в отличие от хиппи – «детей цветов». Одетые в тряпье с помоек, носящие на шее собачьи ошейники, украшающие себя унитазными цепочками, лезвиями бритв, булавками, нацистскими регалиями, молодежные группы «панк-ансамбли» с устрашающими названиями «Душители», «Доктора безумия» и т. п. в своих песнях объявляли войну всем и вся, демонстрировали разнузданный анархизм. Ирокез (прическа в форме гребня) для панков был достаточно кратковременной модой – их носили лишь британские панки начала 80-х.
В отличие от пассивного протеста хиппи, панкам присуще активное, злое отвержение общепринятых норм и ценностей, традиционной культуры. Их вызывающее поведение и внешность предназначены для того, чтобы вызвать у представителей старшего поколения и благополучных сверстников крайнюю неприязнь, негодование и, вместе с тем, страх.
Основная мораль панков заключалась в следующем: «Все люди – гадины! Будь таким же и ты, и так же относись к людям!». Проповедовалось насилие во всех формах.
Использование наркотиков для панков – один из вариантов выражения протеста против «добропорядочного общества», способ «эпатажа» публики.
• Агрессивные молодежные формирования // Опасный возраст. – 2007. – № 2, № 3, № 4. – С. 14.
• Шкуренок Н. Панки. Цветы жизни растут на помойках // Пять углов. – 2007. – № 12. – С.10–11.
Хиппи. Вряд ли справедливо представление о хиппи, господствующее среди людей старшего поколения, как о неудачниках и бездельниках. Идеология хиппи заключается в попытке совершенствования мира. Причем в противовес традиционному мнению о том, что преобразования невозможны без насилия, а собственные интересы лучше защищать с оружием в руках, хиппи отрицают насилие. Ты любишь мир – мир любит тебя. Такая модель существования, предлагаемая хиппи, чем-то напоминает модель жизни древних племен.
Основателями толкиенизма в нашей стране были студенты гуманитарных специальностей, проводившие ролевые игры по мотивам знаменитой фантастической трилогии Джона Рональда Рейела Толкиена «Властелин колец».
Однако нельзя не сказать о хиппи и толкиенистах несколько горьких слов. К сожалению, и они не избежали естественного процесса деградации и разложения, который рано или поздно начинается в любой долго существующей субкультуре.
В среде хиппи постепенно широко распространилась наркомания (курение марихуаны), социальная пассивность, распущенность, анархизм, отстраненность (жизнь «на обочине цивилизации»).
• Доценко А. Дети цветов // Родина. – 2006. – № 2. – С. 89–94.
• Неагрессивные молодежные формирования // Опасный возраст. – 2006. – № 9–12. – С. 14.
• Шкуренок Н. Хиппи. Дети солнца идут по земле // Пять углов. – 2007. – № 12. – С. 8 – 9.
Готы . Они среди прочих субкультур самые интеллектуальные… Мальчики и девочки, которые считают себя готами, слушают классическую музыку и читают книги таких писателей-мистиков, как Анна Райс, Эдгар По, Герман Гессе и Фейхтвангер.
Кто такой настоящий гот? Замкнутая меланхоличная личность, одетая во все черное, с выкрашенными черным цветом ногтями и губами. Считается, что только на кладбище гот чувствует себя комфортно (но это должно быть старинное кладбище). А еще для гота обязательны разговоры о собственной депрессивности и суициде.
К сожалению, не все так безобидно. По свидетельству ученых, кроме прочих, в ряды готов вступили бывшие панки, которые привнесли в субкультуру антисоциальные нормы. Так, именно маргинальные слои готов виновны в разрушении кладбищенских памятников и прочих безобразиях.
Негативное отношение вызывает внешний облик — мрачные (чаще черные) тона одежды, яркая косметика и отстраненная манера поведения.
Необходимо отметить, что часть подростков втягиваются в сумрачный мир готики по велению моды, но есть и такие, кто делает это по велению сердца. Мир готики разнообразен: музыка, литература, архитектура, дизайн одежды и многое другое…
Многие молодежные субкультуры побуждают подростков бросать школу и совершать противозаконные поступки. Однако именно поклонники мрачной готики получают хорошее образование, редко бросают школу и часто бывают первыми учениками.
• Горяченкова Е. Люди в черном как они есть // Лазурь. – 2005. – № 12. – С. 22 – 23.
• Тихомолова Е. Готы. Депрессия – не диагноз, это имидж // Пять углов. – 2007. – № 7/8. – С. 6 – 7.
Эмо . Узнать эмо легко: они накрывают часть лица челкой, демонстрируя, что одна его половина еще «жива», а вторая скрылась во тьме. Эмо – люди, живущие эмоциями. Сочетание черно-розовых цветов в одежде символизирует эмоции: радость и горе.
А пирсинг на губах, носу, бровях, ушах и даже языке демонстрирует, что эмо презирают боль.
Кстати, исследователи неформальных молодежных движений утверждают, что эмо – одна из самых неагрессивных культур.
• Кириллова Л. Эмо. Нарочитая детскость – демонстрация взрослости? // Пять углов. – 2007. – № 9. – С. 6–7.
Основные правила поведения детей, обеспечивающие их безопасность
1. Как обезопасить себя от внезапно нападающих преступников?
Нужно следовать правилу: «Избегай опасных мест!» Ведь именно такие места: пустыри, придорожные лесопосадки, новостройки, заброшенные дома и сараи, чердаки, подвалы — выбирают преступники, охотясь за своими жертвами.
Опасным местом, увы, стали подъезд дома и лифт. Об этом говорят многочисленные уголовные дела разоблаченных сексуальных маньяков. Ребенок ни в коем случае не должен входить в подъезд, заметив рядом незнакомца. Нужно пройти мимо, подождав в стороне, когда пойдет кто-нибудь из живущих в подъезде, или позвонить домой и попросить, чтобы кто-то вышел навстречу. Нельзя входить и в лифт с незнакомым человеком.
Второе надежное правило: «Не гуляй допоздна!». Ребенок, который будет придерживаться этого правила, не окажется в числе жертв преступника, охотящегося на детей в темное время суток.
И, наконец, «Не будь в одиночестве!». Преступник не решится нападать на двух подростков, опасаясь, что один может убежать и сообщить в милицию или позвать людей на помощь.
2. Как обезопасить себя от «заманивающих» преступников?
Правило поведения, нейтрализирующее этих преступников, звучит так: «Не вступай ни в какие разговоры с незнакомцем, немедленно отойди от него туда, где есть люди!». Преступник, облюбовав себе жертву, лишь в редких случаях, несмотря ни на что, преследует ее.
3. Как уберечь детей от «знакомых» преступников?
Здесь все зависит от круга общения ребенка, от того, как он проводит свободное время, а самое главное, от семейной атмосферы: делится ли он с родителями своими недоумениями, опасениями, страхами. Ведь, как правило, эти преступники не сразу добиваются своих целей, а исподволь: приглашают к себе домой, на прогулку; уединяясь, ведут соответствующие разговоры; проявляют неожиданные ласки, показывают порнографические открытки и т.д.
Родители должны обратить внимание на эти настораживающие признаки. А чтобы они стали известны, ребенок должен быть приучен делиться своими впечатлениями. В этом и заключается очередное правило безопасности.
4. Ребенок часто остается дома один. Как он должен себя вести?
На этот случай есть несколько простых правил поведения. Прежде всего, нельзя открывать дверь, не посмотрев в глазок и не убедившись, что там стоит знакомый человек. На все вопросы незнакомца лучше всего отвечать так: «Сейчас должен подойти папа». Если звонки продолжаются или глазок закрыт снаружи, нужно позвонить соседям по этажу (об этом следует договориться заранее) или в милицию по телефону 02, или телефону дежурной части своего отделения милиции (ребенок должен знать эти телефоны). Если городской телефон вдруг перестал работать, а дверь пытаются открыть, нужно воспользоваться мобильным телефоном, а если его нет, следует громко постучать в стену, в пол, по батареям парового отопления (о таких сигналах тревоги тоже надо заранее договориться с соседями). Можно позвать на помощь, открыв окно или выйдя на балкон.
А как себя вести, когда подошел к своей квартире, а дверь приоткрыта или замок взломан и видно или слышно, что в квартире чужие?
Входить в квартиру в таком случае нельзя. Нужно быстро и незаметно уйти к соседям и от них позвонить в милицию.
Обмануть ребенка могут и по телефону. Поэтому нельзя вступать в разговоры с незнакомым человеком, говорить, что он один дома, называть свое имя или имена родителей. Если кто-то говорит, что он знаком с папой или мамой и хочет заехать домой, чтобы передать, например, какую-то посылку, следует позвонить родителям на работу и сказать об этом.
Будьте внимательны к чужим детям. Выявление и задержание преступников, действующих против детей, — дело, конечно, милиции. Но она одна даже при квалифицированной работе часто не справляется с этой задачей. В чем, кстати, честно признается, прося помощи у населения.
Сегодня вы помогли избежать беды чужому ребенку, а завтра кто-то другой, поступив так же решительно и мужественно, спасет вашего.
Жестокое отношение к ребенку означает, что физическому или психическому здоровью, благополучию ребенка наносится ущерб.
При раскрытии этого понятия, как правило, не раскрывается психологическая сущность жестокости: насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками человека, особенно ребенка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям…
Наиболее типичными причинами жестокого обращения взрослых с детьми являются:
1. Неверно воспринятые традиции патриархального воспитания, проповедовавшего порку. (Вспомним русские народные поговорки и пословицы: «За одного битого двух небитых дают», «Ребенка надо сечь, пока поперек лавки лежит», «Больше тумаков – меньше дураков» и др.) Долгое время порка, другие физические наказания считались лучшим средством воспитания не только в семье, но и в школе (например, «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского).
2. Культ жестокости, пропагандируемый в современном обществе. Социально-экономические условия, в которых находится наша страна, изменение общественно-политического строя, становление рыночных отношений, переоценка ценностей привели к очередному всплеску жестокости, который, по прогнозу социологов, должен был прийтись на конец 90-х гг. Однако наши наблюдения показывают, что количество случаев жестокого обращения с детьми увеличивается.
Наиболее часто пребывающие в стрессовом состоянии родители проявляют агрессию, взрыв ненависти по отношению к более слабым – детям. Незащищенность ребенка от различного рода социальных воздействий, в том числе и от родительских упреков, запретов, отрицательной оценки, порождает у него ощущение ненужности, препятствует формированию адекватной самооценки, искажает представления о нравственных и безнравственных поступках.
3. Низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребенок в таком обществе выступает, как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом воздействия. Нередко такое положение ребенка обусловлено бессилием родителей, которые не видят других средств достижения позитивных результатов в учении и поведении своих детей.
В отечественной литературе выделяют 4 основные формы жестокого обращения с детьми.
1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение родителями (или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание) ребенку физических повреждений, ведущих к увечьям или его смерти.
2. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия (осознаваемого или неосознанного им в силу возрастной незрелости или других причин) или без него в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или материальной выгоды.
3. Пренебрежение к нуждам ребенка (моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.
Пренебрежение к нуждам ребенка может выражаться в:
Недостаток заботы со стороны родителей может быть и непредумышленным: вследствие болезни, бедности, неопытности или невежества родителей, стихийных бедствий и социальных потрясений.
4. Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению определенных негативных черт характера или же тормозящее личностное развитие. Оно выражается в постоянной критике ребенка, угрозах в его адрес, проявляющихся в словесной форме, предъявлении повышенных требований, не соответствующих возрасту. А также в оскорблениях и унижении достоинства ребенка, преднамеренной физической или социальной изоляции. Могут иметь место ложь и невыполнение взрослыми обещаний, однократное (или многократное) грубое психическое воздействие, приводящее к психической травме ребенка, и т. д.
Сюда мы отнесли бы и еще один вид насилия над личностью ребенка – доведение его до самоубийства.
Помимо названных, считаем необходимым выделить еще одну форму жестокости в детско-родительских отношениях, возникшую лишь в последние годы: торговлю детьми.
Жестокое отношение со стороны взрослых ведет к формированию у ребенка трусливости, лживости, возникновению комплексов вины, страха и появлению немотивированной агрессии, способствует различным деформациям личности, развитию неадекватной самооценки и т. д.
И в заключение. Древние викинги говорили: «Плыву не туда, куда ветер дует, а туда, куда парус поставлю!». Важно иметь позитивную жизненную цель, научиться своевременно производить переоценку ценностей, жизненных приоритетов, вносить коррективы и в жизненные планы, и собственное поведение и отношение к окружающим.
Старайтесь быть ровными, уравновешенными с людьми! Учитесь не поддаваться панике, страху, бороться со стрессами. Создавайте позитивный настрой себе и другим тоном речи, похвалой, комплиментами и др.
Верьте в прекрасное будущее! Все сбудется. Чем меньше сожалений по поводу неосуществимого, тем больше вероятность, что все получится! Думайте только о хорошем, не притягивайте негатив, не внушайте себе плохого! Удачи!
Литература