Коллегам

Наши проекты

Проект «Социально-культурная реабилитация детей с ограниченными возможностями»

Доклады по обмену опытом библиотек Сибирского региона

О. И. Омельченко,
начальник педагогического отдела
Новосибирской областной детской
библиотеки им. А. М. Горького

Тогда они уходят...

Опыт работы Новосибирской областной детской библиотеки
им. А. М. Горького по профилактике беспризорности

Катастрофически снижается уровень морально-нравственного здоровья детей и молодежи. С детства дети приобщаются к курению и употреблению алкогольных напитков. Ежегодно расширяется детская и подростковая наркомания. Статистика утверждает, что около 50% подростков к 17 годам уже хотя бы однажды пробовали наркотики, а 10% употребляют их регулярно. Естественно, растет и преступность, связанная с наркотиками. За последние десять лет число таких правонарушений увеличилось почти в четыре раза и превысило 50 тысяч. Высокие темпы роста наркомании и преступности наглядно показывают, что подростки в этом плане составляют наиболее криминально активную часть населения страны, и часть эта ежегодно растет.

Очень многие дети и молодые люди не хотят учиться, далеки от достижений отечественной и мировой культуры, не знают истории своей Родины, не питают к ней патриотических чувств, «косят» от службы в армии, всё больше вовлекаются во «взрослую» межнациональную рознь, не соблюдают элементарные нравственно-этические нормы.

К сожалению, перечень этих недостатков и пороков легко можно продолжить.

Стремительное нарастание кризиса семьи, снижение воспитательного воздействия родителей, их деморализация, пьянство и нищета породили крайне негативную тенденцию к росту сиротства детей.

Наиболее острые социальные проблемы современной семьи обусловлены сегодня рядом факторов:

По размаху детской беспризорности и безнадзорности Россия почти догнала период гражданской войны. Тогда беспризорность была вызвана революцией, войной, разрухой. В прямом смысле слова были разрушены дома, убиты родители… Иначе говоря, тогда такое явление, как беспризорность, стало естественным следствием.

Иное дело – сегодня. Дома стоят на месте. Но только дома – в смысле здания. Дом как семья – разрушен. И не один – тысячи. И потому в стране сотни тысяч беспризорников. У большинства из них есть отец или мать, но нет дома, любви и заботы. Потому и бегут мальчишки и девчонки из таких домов, предпочитая жить на вокзалах и помойках.

Кто они, современные беспризорники? Дети из семей социального риска, где пьющие папы и гуляющие мамы, дети, чьи родители уклоняются от воспитания своих чад, лишены родительских прав, осуждены. Это дети-инвалиды, ставшие для родных обузой. В последнее время появилась новая категория беспризорных детей – из опекунских семей и усыновленные. Средний возраст типичного беспризорника 9–12 лет. Пик ухода из благополучных семей приходится на возраст 14–16 лет. Побег из дома – это призыв на помощь

Подросток дает сигнал: «Я ухожу вместе со своими проблемами!» Ребенок ушел из дома самовольно. Сразу возникает вопрос – почему? Большинство разыскиваемых подростков жили в так называемых неблагополучных, «трудных» семьях, в которых процветало пьянство, постоянно возникали скандалы, драки.

Детей там били и унижали. Ребятишки не просто уходят из таких домов – доведенные до отчаяния, они бегут из них, надеясь, что там, на воле, им будет легче.

Другая причина – отсутствие родительского контроля. Мама с папой не знают, с кем дружит их чадо, где проводит время… А там зачастую возникают весьма сложные ситуации с криминальной окраской…

Представим вам одну из наиболее удачных классификаций типов беглецов, по мнению известного психолога Ф. Райса (Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб. : Издательство «Питер», 2000. – С. 552).

0

1+

2+

3+

4+

Не уходящие из дома дети

Беглецы-исследователи и беглецы-искатели приятного общества

Беглецы-шантажисты

Беглецы от проблем

Беглецы от опасности

Беглецы-исследователи ищут приключения, чтобы таким образом утвердить свою независимость.

Беглецы-шантажисты обычно имеют более серьезные и длительные конфликты с родителями по поводу домашних дел, выбора друзей и т. п., поэтому они уходят, чтобы заставить родителей принять их условия.

В семьях беглецов от проблем еще более тяжкие конфликты и напряженность, имели место частые скандалы и побои.

Беглецы от опасности уходят из дома, чтобы избавиться от постоянного физического и (или) сексуального насилия со стороны родителей или опекунов.

Таким образом, вполне очевидно, что из дома убегают самые разные подростки, по самым разным причинам.

Возможно, работники библиотек кардинально ничего изменить не могут в данной ситуации, но они могут, используя свои средства и методы, вести работу вместе с другими руководителями детского чтения по выявлению причин беспризорности, по созданию доброжелательной, комфортной атмосферы для детей как дома, так и в школе.

Предлагаем подготовить цикл мини-бесед, листовок для родителей. Среди них:

Приложение 1

Молодые, ищущие, дерзкие...

Социологи назовут это «общественным
объединением», социальные психологи –
«неформальной группой», криминологи –
«сообществом», а политологи – «тусовкой».
Михаил Кордонский

«Неформальные объединения» – понятие, пришедшее из газет в 80-е годы как противовес «формальным», то есть официально зарегистрированным организациям (пионерия, комсомол, скаутизм…).

В настоящее время почти все существующие неформальные подростково-молодежные объединения можно отнести к категории досуговых, то есть ориентированных на свободное времяпрепровождение. Основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры, – стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей массы населения мегаполиса: одежда, прическа, музыка, места общения и т. д.

Существует большое количество классификаций неформальных подростково-молодежных объединений по различным признакам. В настоящее время наиболее актуальным вопросом работы с подростковыми формированиями является сохранение общественного спокойствия и профилактика правонарушений. На основании психолого-педагогических критериев подростковые формирования делятся на антисоциальные и просоциальные.

К просоциальным относятся клубы социальной помощи, экологические, этические, историко-патриотические объединения и иные формирования. С точки зрения общественного спокойствия интерес представляют только движения и формирования, которые реализуют просоциальную деятельность в экстремистских формах. Под антисоциальным поведением подразумевается цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений, не являющихся криминальными, то есть наказуемыми согласно действующему законодательству. Основной чертой такого поведения являются совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей. Признаки его проявляются уже в детском возрасте: отсутствие эмоциональной привязанности к родителям и близким, ложь, жестокость, проявляемая к животным и более слабым детям, агрессивность. Такие дети часто ввязываются в драки, совершают хулиганские действия, пропускают занятия в школе, бродяжничают, совершают мелкие кражи.

К сожалению, под категорию «антисоциальные» в настоящее время подпадает подавляющее большинство неформальных молодежных движений.

Скинхеды. Главное их занятие – очистка своей территории от «инородцев» путем запугивания, изгнания, физического уничтожения.

Что касается внутригрупповых отношений, то в них царит жесткая военная дисциплина, а новичкам иногда устраивают испытание в виде группового избиения. Тем самым их проверяют на умение терпеть боль и стоять за себя.

• Почему ксенофобов становится все больше? // Эхо планеты. – 2006. – № 20/21. – С. 6–11.

• Существующие радикальные формирования: иерархия движения // Опасный возраст. – 2008. – № 2. – С. 6.

Панки, в свою очередь, славятся в неформальной молодежной среде своей агрессивностью, угрюмостью, замкнутостью. Основной мотив их поведения – противопоставление себя традиционной культуре, что, в частности, проявляется в намеренной неряшливости. Согласно имеющимся у нас сведениям, отношения в среде панков жестокие и подавляющие.

Движение панков (от англ. – гнилушка, гадина) возникло в конце 70-х гг. XX в. в Англии.

Основой идеологии панков в одежде, морали и культуре является лозунг «Чем хуже – тем лучше!» Себя они называют «детьми помойки» в отличие от хиппи – «детей цветов». Одетые в тряпье с помоек, носящие на шее собачьи ошейники, украшающие себя унитазными цепочками, лезвиями бритв, булавками, нацистскими регалиями, молодежные группы «панк-ансамбли» с устрашающими названиями «Душители», «Доктора безумия» и т. п. в своих песнях объявляли войну всем и вся, демонстрировали разнузданный анархизм. Ирокез (прическа в форме гребня) для панков был достаточно кратковременной модой – их носили лишь британские панки начала 80-х.

В отличие от пассивного протеста хиппи, панкам присуще активное, злое отвержение общепринятых норм и ценностей, традиционной культуры. Их вызывающее поведение и внешность предназначены для того, чтобы вызвать у представителей старшего поколения и благополучных сверстников крайнюю неприязнь, негодование и, вместе с тем, страх.

Основная мораль панков заключалась в следующем: «Все люди – гадины! Будь таким же и ты, и так же относись к людям!». Проповедовалось насилие во всех формах.

Использование наркотиков для панков – один из вариантов выражения протеста против «добропорядочного общества», способ «эпатажа» публики.

• Агрессивные молодежные формирования // Опасный возраст. – 2007. – № 2, № 3, № 4. – С. 14.

• Шкуренок Н. Панки. Цветы жизни растут на помойках // Пять углов. – 2007. – № 12. – С.10–11.

Хиппи. Вряд ли справедливо представление о хиппи, господствующее среди людей старшего поколения, как о неудачниках и бездельниках. Идеология хиппи заключается в попытке совершенствования мира. Причем в противовес традиционному мнению о том, что преобразования невозможны без насилия, а собственные интересы лучше защищать с оружием в руках, хиппи отрицают насилие. Ты любишь мир – мир любит тебя. Такая модель существования, предлагаемая хиппи, чем-то напоминает модель жизни древних племен.

Основателями толкиенизма в нашей стране были студенты гуманитарных специальностей, проводившие ролевые игры по мотивам знаменитой фантастической трилогии Джона Рональда Рейела Толкиена «Властелин колец».

Однако нельзя не сказать о хиппи и толкиенистах несколько горьких слов. К сожалению, и они не избежали естественного процесса деградации и разложения, который рано или поздно начинается в любой долго существующей субкультуре.

В среде хиппи постепенно широко распространилась наркомания (курение марихуаны), социальная пассивность, распущенность, анархизм, отстраненность (жизнь «на обочине цивилизации»).

• Доценко А. Дети цветов // Родина. – 2006. – № 2. – С. 89–94.
• Неагрессивные молодежные формирования // Опасный возраст. – 2006. – № 9–12. – С. 14.
• Шкуренок Н. Хиппи. Дети солнца идут по земле // Пять углов. – 2007. – № 12. – С. 8 – 9.

Готы . Они среди прочих субкультур самые интеллектуальные… Мальчики и девочки, которые считают себя готами, слушают классическую музыку и читают книги таких писателей-мистиков, как Анна Райс, Эдгар По, Герман Гессе и Фейхтвангер.

Кто такой настоящий гот? Замкнутая меланхоличная личность, одетая во все черное, с выкрашенными черным цветом ногтями и губами. Считается, что только на кладбище гот чувствует себя комфортно (но это должно быть старинное кладбище). А еще для гота обязательны разговоры о собственной депрессивности и суициде.

К сожалению, не все так безобидно. По свидетельству ученых, кроме прочих, в ряды готов вступили бывшие панки, которые привнесли в субкультуру антисоциальные нормы. Так, именно маргинальные слои готов виновны в разрушении кладбищенских памятников и прочих безобразиях.

Негативное отношение вызывает внешний облик — мрачные (чаще черные) тона одежды, яркая косметика и отстраненная манера поведения.

Необходимо отметить, что часть подростков втягиваются в сумрачный мир готики по велению моды, но есть и такие, кто делает это по велению сердца. Мир готики разнообразен: музыка, литература, архитектура, дизайн одежды и многое другое…

Многие молодежные субкультуры побуждают подростков бросать школу и совершать противозаконные поступки. Однако именно поклонники мрачной готики получают хорошее образование, редко бросают школу и часто бывают первыми учениками.

• Горяченкова Е. Люди в черном как они есть // Лазурь. – 2005. – № 12. – С. 22 – 23.
• Тихомолова Е. Готы. Депрессия – не диагноз, это имидж // Пять углов. – 2007. – № 7/8. – С. 6 – 7.

Эмо . Узнать эмо легко: они накрывают часть лица челкой, демонстрируя, что одна его половина еще «жива», а вторая скрылась во тьме. Эмо – люди, живущие эмоциями. Сочетание черно-розовых цветов в одежде символизирует эмоции: радость и горе.

А пирсинг на губах, носу, бровях, ушах и даже языке демонстрирует, что эмо презирают боль.

Кстати, исследователи неформальных молодежных движений утверждают, что эмо – одна из самых неагрессивных культур.

• Кириллова Л. Эмо. Нарочитая детскость – демонстрация взрослости? // Пять углов. – 2007. – № 9. – С. 6–7.

 

Приложение 2

Чтобы потом не казнить себя…

Основные правила поведения детей, обеспечивающие их безопасность

1. Как обезопасить себя от внезапно нападающих преступников?

Нужно следовать правилу: «Избегай опасных мест!» Ведь именно такие места: пустыри, придорожные лесопосадки, новостройки, заброшенные дома и сараи, чердаки, подвалы — выбирают преступники, охотясь за своими жертвами.

Опасным местом, увы, стали подъезд дома и лифт. Об этом говорят многочисленные уголовные дела разоблаченных сексуальных маньяков. Ребенок ни в коем случае не должен входить в подъезд, заметив рядом незнакомца. Нужно пройти мимо, подождав в стороне, когда пойдет кто-нибудь из живущих в подъезде, или позвонить домой и попросить, чтобы кто-то вышел навстречу. Нельзя входить и в лифт с незнакомым человеком.

Второе надежное правило: «Не гуляй допоздна!». Ребенок, который будет придерживаться этого правила, не окажется в числе жертв преступника, охотящегося на детей в темное время суток.

И, наконец, «Не будь в одиночестве!». Преступник не решится нападать на двух подростков, опасаясь, что один может убежать и сообщить в милицию или позвать людей на помощь.

2. Как обезопасить себя от «заманивающих» преступников?

Правило поведения, нейтрализирующее этих преступников, звучит так: «Не вступай ни в какие разговоры с незнакомцем, немедленно отойди от него туда, где есть люди!». Преступник, облюбовав себе жертву, лишь в редких случаях, несмотря ни на что, преследует ее.

3. Как уберечь детей от «знакомых» преступников?

Здесь все зависит от круга общения ребенка, от того, как он проводит свободное время, а самое главное, от семейной атмосферы: делится ли он с родителями своими недоумениями, опасениями, страхами. Ведь, как правило, эти преступники не сразу добиваются своих целей, а исподволь: приглашают к себе домой, на прогулку; уединяясь, ведут соответствующие разговоры; проявляют неожиданные ласки, показывают порнографические открытки и т.д.

Родители должны обратить внимание на эти настораживающие признаки. А чтобы они стали известны, ребенок должен быть приучен делиться своими впечатлениями. В этом и заключается очередное правило безопасности.

4. Ребенок часто остается дома один. Как он должен себя вести?

На этот случай есть несколько простых правил поведения. Прежде всего, нельзя открывать дверь, не посмотрев в глазок и не убедившись, что там стоит знакомый человек. На все вопросы незнакомца лучше всего отвечать так: «Сейчас должен подойти папа». Если звонки продолжаются или глазок закрыт снаружи, нужно позвонить соседям по этажу (об этом следует договориться заранее) или в милицию по телефону 02, или телефону дежурной части своего отделения милиции (ребенок должен знать эти телефоны). Если городской телефон вдруг перестал работать, а дверь пытаются открыть, нужно воспользоваться мобильным телефоном, а если его нет, следует громко постучать в стену, в пол, по батареям парового отопления (о таких сигналах тревоги тоже надо заранее договориться с соседями). Можно позвать на помощь, открыв окно или выйдя на балкон.

А как себя вести, когда подошел к своей квартире, а дверь приоткрыта или замок взломан и видно или слышно, что в квартире чужие?

Входить в квартиру в таком случае нельзя. Нужно быстро и незаметно уйти к соседям и от них позвонить в милицию.

Обмануть ребенка могут и по телефону. Поэтому нельзя вступать в разговоры с незнакомым человеком, говорить, что он один дома, называть свое имя или имена родителей. Если кто-то говорит, что он знаком с папой или мамой и хочет заехать домой, чтобы передать, например, какую-то посылку, следует позвонить родителям на работу и сказать об этом.

Будьте внимательны к чужим детям. Выявление и задержание преступников, действующих против детей, — дело, конечно, милиции. Но она одна даже при квалифицированной работе часто не справляется с этой задачей. В чем, кстати, честно признается, прося помощи у населения.

Сегодня вы помогли избежать беды чужому ребенку, а завтра кто-то другой, поступив так же решительно и мужественно, спасет вашего.

 

Психологические аспекты жестокости
в детско-родительских отношениях

Жестокое отношение к ребенку означает, что физическому или психическому здоровью, благополучию ребенка наносится ущерб.

При раскрытии этого понятия, как правило, не раскрывается психологическая сущность жестокости: насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками человека, особенно ребенка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям…

Наиболее типичными причинами жестокого обращения взрослых с детьми являются:

1. Неверно воспринятые традиции патриархального воспитания, проповедовавшего порку. (Вспомним русские народные поговорки и пословицы: «За одного битого двух небитых дают», «Ребенка надо сечь, пока поперек лавки лежит», «Больше тумаков – меньше дураков» и др.) Долгое время порка, другие физические наказания считались лучшим средством воспитания не только в семье, но и в школе (например, «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского).

2. Культ жестокости, пропагандируемый в современном обществе. Социально-экономические условия, в которых находится наша страна, изменение общественно-политического строя, становление рыночных отношений, переоценка ценностей привели к очередному всплеску жестокости, который, по прогнозу социологов, должен был прийтись на конец 90-х гг. Однако наши наблюдения показывают, что количество случаев жестокого обращения с детьми увеличивается.

Наиболее часто пребывающие в стрессовом состоянии родители проявляют агрессию, взрыв ненависти по отношению к более слабым – детям. Незащищенность ребенка от различного рода социальных воздействий, в том числе и от родительских упреков, запретов, отрицательной оценки, порождает у него ощущение ненужности, препятствует формированию адекватной самооценки, искажает представления о нравственных и безнравственных поступках.

3. Низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребенок в таком обществе выступает, как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом воздействия. Нередко такое положение ребенка обусловлено бессилием родителей, которые не видят других средств достижения позитивных результатов в учении и поведении своих детей.

В отечественной литературе выделяют 4 основные формы жестокого обращения с детьми.

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение родителями (или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание) ребенку физических повреждений, ведущих к увечьям или его смерти.

2. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия (осознаваемого или неосознанного им в силу возрастной незрелости или других причин) или без него в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или материальной выгоды.

3. Пренебрежение к нуждам ребенка (моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.

Пренебрежение к нуждам ребенка может выражаться в:

Недостаток заботы со стороны родителей может быть и непредумышленным: вследствие болезни, бедности, неопытности или невежества родителей, стихийных бедствий и социальных потрясений.

4. Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению определенных негативных черт характера или же тормозящее личностное развитие. Оно выражается в постоянной критике ребенка, угрозах в его адрес, проявляющихся в словесной форме, предъявлении повышенных требований, не соответствующих возрасту. А также в оскорблениях и унижении достоинства ребенка, преднамеренной физической или социальной изоляции. Могут иметь место ложь и невыполнение взрослыми обещаний, однократное (или многократное) грубое психическое воздействие, приводящее к психической травме ребенка, и т. д.

Сюда мы отнесли бы и еще один вид насилия над личностью ребенка – доведение его до самоубийства.

Помимо названных, считаем необходимым выделить еще одну форму жестокости в детско-родительских отношениях, возникшую лишь в последние годы: торговлю детьми.

Жестокое отношение со стороны взрослых ведет к формированию у ребенка трусливости, лживости, возникновению комплексов вины, страха и появлению немотивированной агрессии, способствует различным деформациям личности, развитию неадекватной самооценки и т. д.

И в заключение. Древние викинги говорили: «Плыву не туда, куда ветер дует, а туда, куда парус поставлю!». Важно иметь позитивную жизненную цель, научиться своевременно производить переоценку ценностей, жизненных приоритетов, вносить коррективы и в жизненные планы, и собственное поведение и отношение к окружающим.

Старайтесь быть ровными, уравновешенными с людьми! Учитесь не поддаваться панике, страху, бороться со стрессами. Создавайте позитивный настрой себе и другим тоном речи, похвалой, комплиментами и др.

Верьте в прекрасное будущее! Все сбудется. Чем меньше сожалений по поводу неосуществимого, тем больше вероятность, что все получится! Думайте только о хорошем, не притягивайте негатив, не внушайте себе плохого! Удачи!

Литература

- Список всех докладов проекта
- Все проекты