Коллегам

Наши проекты

Проект «Социально-культурная реабилитация детей с ограниченными возможностями»

Доклады по обмену опытом библиотек Сибирского региона

Татьяна Михайловна Буевич,
заведующая отделом формирования фондов и
систематизации документов
ИОДБ им. Марка Сергеева

Формирование специализированного фонда в детской библиотеке: книги и периодические издания для особых детей и их родителей

В настоящее время одно из направлений деятельности детских библиотек – это обслуживание читателей с ограниченными возможностями здоровья, так как эта категория нуждается в особом внимании и специально подобранной литературе. Библиотека не только предоставляет доступ к книжным фондам, но даёт возможность общения со сверстниками, привлекает их к участию в проведении мероприятий. Для всех читателей библиотека должна создать возможность для развития, удовлетворения их духовных и познавательных потребностей.

Библиотеки, работая в данном направлении, вынуждены решать целый ряд проблем, одной из которых является создание универсальных и специализированных фондов и предоставление доступа к ним особым детям и их родителям.

Формирование специализированного фонда проводится по трем направлениям:

  1. Книжка для особого ребенка.
  2. Книги и периодические издания для родителей.
  3. Специальные периодические издания в помощь работе библиотекаря.

Прежде всего необходимо выделить отдельную полку или стеллаж, на которых будут помещены издания для особых детей и их родителей.

Издания для детей могут быть представлены в разделе «Читаем по-другому». Это книги с крупным шрифтом и четкими картинками для слабовидящих детей, тактильные книжки-картинки; пособия для детей с проблемами речевого развития и умственного развития.

Недостаток специальных изданий для категории особенных детей постарайтесь восполнить, скомплектовав наборы из книг и вспомогательных материалов (видеофильмы, аудиокассеты, развивающие игры и т. д.)

Выделите раздел «Книги, помогающие жить». Это художественная и документальная проза классических, а также современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих различную возрастную ориентацию.

Учтите и тот фактор, что лишь немногие из них входят в круг чтения современного детского и взрослого чтения. Некоторым из них присвоен статус «незаслуженно забытых».

В круг чтения детей с особенными потребностями также входят энциклопедии, словари, справочники по различным отраслям знаний; литература психологического и педагогического содержания, периодические издания (выберите самые красочные, с крупным шрифтом.), аудио- и видеоматериалы, электронные справочники (аудиокниги, электронные учебники и репетиторы на видео-, аудио-, DVD-носителях), музыкальные коллекции на MP3-дисках.

В некоторых случаях аудионосители становятся единственно возможным или наиболее удобным источником получения информации.

Большим подспорьем в формировании специализированного фонда для детей будет рекомендательный указатель литературы «Книги, помогающие жить» составленный специалистами ЦГДБ им. А. Гайдара (г. Москва). Указатель поможет в организации книжных выставок, проведению обзоров для всех возрастных групп читателей-детей, а также их родителей и руководителей детским чтением: преподавателей, работников специализированных учебных и других учреждений. Многие из книг, вошедших в указатель, могут быть использованы в работе библиотеки по воспитанию толерантного отношения к особым детям в среде здоровых детей.

Указатель был опубликован издательским домом «Первое сентября» в качестве приложения к газетам: «Библиотека в школе», «Здоровье детей», «Литература», а также размещен на сайте ЦГДБ им. А. Гайдара (г. Москва) www.gaidarovka.ru.

Книги для родителей будут подобраны в разделе «Ваш особенный ребенок».

Ядром специализированного фонда для родителей может послужить список книг «Особое детство», опубликованный на сайте www.narniacenter.ru, а также указатель «Книги, помогающие жить», в котором отражена литература для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. В указатель «Особое детство» вошли книги, написанные родителями, имеющими детей-инвалидов. Авторы рассказывают о своих детях, о семьях, подкошенных в начале своего пути обрушившимися на них трудностями, но постепенно возродившихся к жизни благодаря тому, что особенные дети научили их радоваться каждому дню. Это книги о силе духа, побеждающей немощь, злобу, ненависть и равнодушие. Также в список входят книги, которые отражают опыт работы библиотек с особыми детьми.

В комплектовании специализированного фонда библиотеки литературой, отражающей в полном объеме все аспекты образования, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями, вам помогут серии книг следующих издательств:

– «Мозаика-Синтез» (www.msbook.ru) (серия книг «Учимся читать»);

– «Теревинф» (www.terevinf.ru) (серия лечебно-педагогических изданий «Особый ребенок»);

– «Речь» (www.rech.spb.ru) (Е. Набойкина. Сказки и игры с «особым» ребенком, Н. Радина. Истории и сказки в психологической практике, Т. Зинкевич-Евстегнеева. Формы и методы работы со сказками);

– «Центр лечебной педагогики» (www.ccp.org.ru) (М. Дименштейн. Педагогика, которая лечит).

 

Периодические издания для родителей 

Виртуальный журнал «Седьмой лепесток» осуществляет информационную поддержку родителям детей-инвалидов по вопросам лечения, реабилитации и развития детей. Электронную версию каждого номера можно найти на сайте www.lepestok7.ru.

Авторы журнала «Чистый родник» – педагоги и врачи разных специальностей, а также родители, которые ищут и находят необычные способы помощи малышам.

«Воробышек» – развивающий журнал.

«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».

«Для самых-самых маленьких»: журнал-пособие для детей раннего возраста. Знакомство с окружающим миром. Развитие у детей речи, эмоций, чувств. Советы родителям.

«Здоровье дошкольника»: научно-методический журнал. Ученые и практики освещают проблемы, связанные со здоровьем современного ребенка.

«Здоровье школьника» – журнал публикует советы психологов, врачей, педагогов.

«Игра и дети»,«Карапуз» – в журнал входят материалы по развитию внимания, памяти, мышления, речи ребёнка. Советы. Рекомендации.

«Коррекционная педагогика», «Коррекционно-развивающее образование»,«Педагогика детства» – помощь проблемным детям в обучении и развитии.

Газеты: «Защити меня», «Здоровье детей».

Рекомендательный указатель «Мир особого детства» на сайте www.miloserdie.ru

 

- Список всех докладов проекта
- Все проекты