Коллегам

Наши проекты

Проект «Социально-культурная реабилитация детей с ограниченными возможностями»

Доклады по обмену опытом библиотек Сибирского региона

Светлана Васильевна Хлыстова,
заместитель директора по работе с детьми
ЦБС г. Братска

Место добрых встреч

опыт работы ЦДБ МУК "ЦБС г.Братска"
по программе библиотечно-информационного обслуживания детей-инвалидов и их родителей "Радость моя"

Центральная детская библиотека ЦБС г. Братска в течение многих лет обслуживает детей-инвалидов и их родителей. На начальной стадии эта работа проводилась в форме волонтерства: сотрудники посещали детей на дому, приносили им детскую литературу, читали вслух.

Тридцать две семьи, имеющие не обучающихся в общеобразовательных учреждениях детей-инвалидов, объединились в сообщество «Родник» при отделении Всероссийского общества инвалидов Центрального городского округа. Члены сообщества в течение нескольких лет регулярно обращались в ЦДБ с просьбами об организации семейных мероприятий. Библиотекари проводили для них дни семейного отдыха, праздники и утренники.

Общение показало, что эта деятельность не должна носить эпизодический характер, ее необходимо сделать систематической. Семьи, имеющие детей-инвалидов, находятся в информационном вакууме, их досуг не организован. Им не хватает консультационной, методической помощи, педагогической и детской литературы, технических средств для развития детей. Вот почему наша библиотека выступила инициатором создания совместной программы «Радость моя», надеясь, что она наполнит жизнь этих семей приятными событиями и встречами с добрыми людьми, вселит надежду и веру в будущее. Сотрудники ЦДБ поставили перед собой несколько задач:

В 2007 г. Центральной детской библиотеке был вручен грант победителей за участие в конкурсе социальных проектов иркутского отделения партии «Единая Россия» в номинации «Моя семья». Проект назывался «Наши родители». А в 2008 г. библиотека победила в областном конкурсе программ по организации центров работы с молодой семьей.

На предварительном этапе создания программы родителям было предложено ответить на вопросы анкеты, посвященной различным формам работы. Они выбрали игровые, практические занятия по развитию детей с применением новых технологий. Кроме того, выразили желание получать информацию о педагогической, медицинской литературе, сведения о жизни таких же семей. Они и сами предложили свою помощь для проведения занятий с детьми в библиотеке.

Сотрудники библиотеки начали работу с составления банка данных о детях-инвалидах и поиска возможностей помощи их родителям. В результате в него были внесены данные о семьях Центрального округа: адрес проживания, сведения о родителях, диагноз. Проанализирована и подобрана специальная литература, организованы круглые столы с родителями и специалистами разного профиля. Благодаря проделанной работе библиотекари узнали о существовании целой сети организаций и учреждений, государственных и общественных, которые функционируют в этой области.

Основным направлением программы является информационно-досуговая поддержка семей, имеющих необучающихся детей-инвалидов. Музыка, художественная речь, изобразительное искусство, рисование, лепка, театр, ритмическое движение, рукоделие – главные средства развития детей и коррекции их психологических функций.

Развивающие занятия объединены в циклы: «Художники сами – рисуем красками и словами», «Играем пальчиками». Оздоровительные мероприятия из цикла «День здоровья» проходят с использованием мягкого модуля, пособий-игрушек (конструктор, мозаика, игра-шнуровка, массажные мячи). Такие занятия способствуют развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости; развивают мелкую и общую моторику. Например, мы проводили театрализованный семейный праздник «Чтоб вырасти сильными». Необычными и интересными на этом мероприятии были занятия по иппотерапии (катание на лошадях). Такие упражнения благотворно влияют на психику ребенка и на его общее физическое состояние.

В 2007–2009 годах в библиотеке проходили семейные конкурсы творческих работ «Ярмарка в городе мастеров», «Праздник любимой игрушки», «Красота своими руками».

В традиционные методы информационно-досуговой деятельности (устное, письменное слово, музыка, театр кукол, спортивно-оздоровительные занятия) вписаны и современные технологии. Например, при проведении литературных игр «Радостное чтение» мы активно использует электронную коллекцию «Иркутские писатели – детям».

Кроме того, на занятиях идет ознакомление родителей с методическими приемами, которые они могут использовать в процессе воспитания детей, например, через совместную творческую деятельность. Для родителей мы издали серию буклетов «Вместе мы вдвое сильней», дайджестов с рекомендациями специалистов. В них освещены такие темы как «Травки для поправки», «Важная тактика – лечебная гимнастика», «Консультирует юрист», «Как научить ребенка ремеслу», «Советы логопеда», «Читаем, учимся, играем». Как итог работы по проекту – заключительный информационный выпуск «Радость моя».

Понятно, что прежде чем начать работу с детьми-инвалидами, необходимо понять и изучить проблему детской инвалидности. За короткое время это сделать невозможно, поэтому наши сотрудники довольно длительный период повышали свою квалификацию в этой области. Они посещали семинары, консультации, встречались со специалистами из разных областей образования и медицины.

На базе библиотеки создана родительская группа, где взрослые могут поделиться своими проблемами и опытом. Это общение убеждает их в том, что они не одиноки, рождает надежду на помощь и понимание, расширяет круг общения.

«Радость моя» – так обращаются родители к своим детям. «Радость моя!» – так обращался святой преподобный Серафим Саровский к каждому, кто приходил к нему со своими скорбями и бедами.

- Список всех докладов проекта
- Все проекты