Современный библиотекарь должен уметь работать с разными категориями читателей. Прежде всего, с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
К сожалению, таких детей у нас в России не становится меньше, и они нуждаются в помощи со стороны библиотеки.
Второй год в Мурманской областной детско-юношеской библиотеке работает «Школа любознательного читателя», которая рассчитана на особую категорию читателей.
В нашей школе занимаются дети с ДЦП и ребята с нарушениями интеллекта, которые обучаются в коррекционных классах обычных общеобразовательных школ. Раньше их считали необучаемыми, присваивали статус инвалида. Но сегодня принято считать, что нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения. Поэтому сейчас количество коррекционных классов велико, мы должны с этим считаться и строить свою работу соответствующим образом.
Как привлечь таких детей в библиотеку, как помочь им адаптироваться, стать читателем, научить любить книгу, почерпнуть знания и расширить кругозор? Ведь чтение – это окно в большой мир, где нет места скуке и депрессии. А библиотекарь может стать проводником в мир книги, полный увлекательных событий, неожиданных встреч, интересной информации. Главное – убедить ребёнка, что, оказавшись в непростой жизненной ситуации, ответ может подсказать книга. А для особых детей это очень важно, так как межличностное общение у них минимальное.
Не секрет, что программа жизни закладывается в детстве. Объяснение многих людских поступков во взрослой жизни можно найти в проблемах детства. Писатель Даниил Андреев говорил: «Узел жизни – неужели это, что я в молодости завязал».
Оттуда же, в частности, и отношение современного человека к инвалидам. Мы с детства не привыкли воспринимать людей с ограниченными возможностями как полноправных членов общества, часто даже не подозреваем о тех проблемах, с которыми они сталкиваются каждый день.
Как следствие, нормальным является пристальное рассматривание человека с особенностями передвижения, зрения и т. п. или наоборот, отсутствие внимания к нему.
Когда человек становится личностью, зачастую у него отсутствует понимание, что инвалидность – данность всех времен, от этого не застрахован никто, и эту категорию людей нужно воспринимать нормально.
Ребёнок вовремя и правильно воспринявший информацию о понятиях «инвалид», «инвалидность», узнавший о потребностях и проблемах таких людей, в будущем станет адекватно и цивилизованно реагировать на это явление.
Большое значение сегодня имеет форма совместного обучения детей с недостатками в развитии и здоровых сверстников, т. е. интегрированного обучения.
Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями в среду здоровых детей – задача новая и сложная. Обычные дети не умеют общаться с особыми детьми, так как нет опыта. Их этому не учат. В свою очередь, ребенку-инвалиду тоже очень сложно находиться в среде здоровых детей.
В зарубежных странах решением этой проблемы занимаются уже более 20 лет. Одним из самых успешных является опыт Канады, где подавляющее большинство таких детей учатся в обычных общеобразовательных школах вместе со здоровыми детьми.
Библиотека может стать для таких детей островком общения и познания нового. Она обладает возможностью создать комфортную, теплую обстановку для особых детей, которые не ощущают себя в роли ученика и не воспринимают библиотекаря в роли учителя, педагога, воспитателя. Дети видят, что им все рады, что никто на них не смотрит оценивающе, не навязывает определенных правил, не регламентирует время, во всем – свобода выбора.
В результате занятий в библиотеке происходит незаметное для ребёнка обучение, коррекция развития, а занятия вызывают у детей ощутимый интерес.
Конечно, библиотекари – не профессионалы в области дефектологии и опыта работы с особыми детьми у них нет. Но мы должны уметь работать с любой категорией читателей, независимо от способностей, статуса, привычек, характера и т. д.
«Школа любознательного читателя» возникла не случайно. Мы опирались на успешный опыт прошлых лет и дополняли её новыми темами и формами.
Именно такие читатели, требующие особого внимания, нуждаются в программах, открывающих для них чудесный мир книги, мир знаний, способствующих вхождению их в книжную культуру, приобщению к чтению.
Программу школы можно построить по своему усмотрению. Содержание может быть разное. Главное – найти тему, интересную и познавательную для ребят.
Цель программы «Школы любознательного читателя»: повысить уровень книжной культуры, привить любовь к чтению, воспитать талантливого читателя и успешного человека.
Мы ставим следующие задачи:
– привить навыки общения (установить контакт, поддержать диалог);
– развить речь;
– научить ребят эмоциональной разрядке на занятиях.
Мурманская областная детско-юношеская библиотека в состоянии предоставить немало возможностей для развития творческих способностей подростков с учетом их интересов и желаний. Ведь занятия, связанные с чтением, библиотечной средой, способны поддержать эмоциональное здоровье, помогают выходить из стресса и тревожного состояния.
Работа школы строится по следующим направлениям:
– реализация сотрудничества со специальной коррекционной школой № 8 и коррекционными классами СОШ № 1;
– организация работы «Школы любознательного читателя»;
– интеграция детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников.
В течение всего учебного года мы работаем с особыми детьми в определенные дни недели. Для занятий стараемся находить интересные факты и сюжеты, чтобы «зацепить» внимание ребят и не оставить их равнодушными. Например: «Необычные книги», «Интересные факты из истории книги», «Люди, судьбы книги», «Древние книги и библиотеки», «И. А. Крылов – библиотекарь императорской библиотеки».
К каждому занятию готовится электронная презентация и красочная, яркая, лаконичная памятка, которая раздается ребятам. Часто у детей из коррекционных классов очень плохая память, поэтому памятка помогает лучше усвоить материал.
Занятия в школе такого типа развивают наблюдательность, внимание, память, воображение. У ребят раскрываются таланты.
Важно вскрыть внутренние резервы, стимулировать стремление ребенка стать автором самого себя, своего будущего, воспитать самостоятельность, не фиксировать, не привязывать его к факту своей дефективности. Главное – помочь ребенку с отклонениями в развитии воспринимать себя таким, как все, и показать, что может дать библиотека в развитии успешной личности.