Коллегам

Наши проекты

Проект «Социально-культурная реабилитация детей с ограниченными возможностями»

Опыт работы библиотек России

Равные возможности
Социокультурная адаптация детей с проблемами в развитии средствами искусства

Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооценки, путь дальнейшего развития.

А для детей с ограниченными возможностями этот этап более сложен: их детство сковано узкими социальными рамками, изолировано от широкого общества, насыщено постоянным психологическим дискомфортом от осознания того, что они не такие, как все. Да и у нормальных детей сегодняшний образ жизни способствует возникновению и обострению психических болезней.

Ребёнок, в сущности, не проживает детство, в наш век он рано взрослеет, порой даже ожесточается, что осложняет и обедняет его дальнейшее развитие. Дети душевно одиноки.

Дети остаются один на один со своими проблемами, закрываются от взрослого мира. Чем восполнить этот зияющий пробел? Во многом помочь здесь может библиотека.
Не случайно сейчас много говорят о профессиях новых профилей: библиотерапевт, менеджер библиотечного дела, психолог школы и библиотеки. Реабилитационное направление является одной из составляющих библиотерапии, бурно развивающейся области на стыке медицины, психологии, педагогики и библиотечного дела. Терапевтическое воздействие книги и искусства признается многими исследователями, практиками, крупными специалистами библиотечного дела.

По официальным статистическим данным, 85 процентов учащихся общеобразовательных школ нуждаются в помощи психологического или коррекционно-педагогического характера. Одними из острых социальных проблем современной России являются ухудшение состояния здоровья детей и рост детской инвалидности. По статистическим данным Министерства образования Российской Федерации, 1,7 млн. детей, проживающих в России, имеют ограниченные возможности здоровья.

Существует и не поддающаяся точному учёту многочисленная группа детей, которые не имеют официального статуса инвалида, но возможности их ограничены вследствие хронических заболеваний. Эта категория детей нуждается в особой заботе, общество обязано предоставить им условия для полноценной социальной адаптации, включающей возможности разностороннего развития, обучения, получения образования и профессии.

На 1-м Международном конгрессе по проблемам комплексной реабилитации детей, состоявшемся в конце 2006 г. в Москве, научные работники, видные зарубежные учёные, специалисты разных ведомств подчёркивали важность взаимодействия учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты. Неоднократно цитировалось высказывание выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского: «Человечество победит раньше или позже слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом».

Для осуществления коррекционной работы с такими школьниками особенно эффективны мероприятия вне стен учебного заведения. Роль библиотеки в жизни детей с проблемами в развитии невозможно переоценить. Располагая уникальными терапевтическими ресурсами для оздоровления души, она вполне способна сформировать положительные изменения в личной программе развития ребёнка. Общение в новой, позитивной обстановке, где нет оценок, строгих учителей, даёт ребёнку возможность раскрыть себя с лучшей стороны, проявить свои способности и таланты. Поэтому мои коллеги видят широкие перспективы своего участия в жизни школьников. Библиотека – новая модель реабилитационной деятельности в этом плане.

В Липецкой областной детской библиотеке действует специальная программа «Равные возможности», по которой ведется коррекционная работа с детьми городских школ № 13 и 16, где учатся школьники с неярко выраженными нарушениями развития: физического, умственного, психофизиологического, личностного. Идея эта возникла задолго до объявления президентского гранта. Специалистами ОДБ накоплен определенный опыт в этом направлении.
Эффективная система коррекционного развития читателей в рамках программ по искусству, использование при этом методов библио- и арттерапии с разными категориями детей, получивших положительную оценку психологов библиотеки, а также преподавателей коррекционно-образовательных школ, позволяют говорить о большом потенциале данного направления в нашей работе.

Цель проекта – создать условия для обеспечения равных возможностей детям, имеющим проблемы в развитии:

– определение их потенциальных возможностей;

– коррекция нарушений в развитии средствами библиотерапии, арттерапии, творческой релаксации;

– обогащение условий развития малышей и подростков путём равенства в возможностях приобщения к творчеству, информационной культуре и читательской деятельности;

– оптимизация эмоциональной сферы, преодоление социального дискомфорта, неуверенности в себе;

– развитие положительной динамики в расширении личного опыта в контексте изучения мира.

Актуальность живого диалога становится наиболее значимой для «человека социального одиночества» (М. Вебер), особенно сегодня. В условиях библиотеки он многообразен. Диалоговое общение с чутким библиотекарем и хорошей книгой, попытка творчества, приобщение юного читателя к современным информационным технологиям способствуют, на наш взгляд, решению сразу нескольких задач:

– улучшать эмоциональную сферу детей и подростков;

– помогать юным читателям в преодолении чувства страха и одиночества, неуверенности в себе;

– моделировать ситуацию успеха, социальной востребованности.

Проект «Равные возможности» предполагает создание таких условий, при которых дети и подростки включаются  в совместное творчество, коллективную читательскую деятельность, участвуют в дидактических и развивающих играх, адаптированных к их уровню знаний.

Программа «Слова высокие целебны» ориентирована на использование методов арттерапии на базе отдела искусств с привлечением богатых фондов книжных коллекций, аудиовизуальных материалов. Её основные методы:

– диалоговые формы общения, активное слушание;

– импровизация;

– комплексное воздействие разных видов искусств на эмоциональную сферу;

– психолого-коррекционные игры в контексте чтения художественных произведений.

Эта работа нацелена на поддержку положительных свойств и качеств личности, развитие позитивного мышления, включение эмоционального насыщенного процесса «лечения» книгой. Речь в данном случае идёт о творческой реабилитации и о моральном равенстве в возможностях. Дети знакомятся с новыми понятиями, учатся мыслить и слушать, размышлять о новой для них информации, осознавая, что кроме их мира «школа – дом» есть ещё и другой – мир книг, искусства.

Методика реализации программы направлена на активизацию детей, на получение от них эмоциональной отдачи. Они общаются в комфортных условиях, ощущая доброжелательное, уважительное отношение к себе. Форма проведения занятий – уроки развития образного мышления с использованием элементов арттерапии.
Программа театра психологической разгрузки «Чудодей» была разработана с использованием методик, направленных на социальную реабилитацию и раскрытие творческого потенциала детей. Здесь активно используется импровизация как форма креативного мышления. Даются творческие задания: сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, театральный этюд, кукольный театр.

Занятия разработаны для группы детей, интересующихся театром, и реализуются в два этапа. Первый включает психокоррекционные этюды по определённым темам с элементами импровизации. Здесь используются возможности индивидуальной коррекции в условиях группы. Другой метод – драматической психоэлевации – нацелен на психокоррекцию детей, страдающих невротическими и сходными пограничными расстройствами (страхи, агрессивное поведение, повышенная застенчивость, лёгкая степень аутизма, демонстративное и асоциальное поведение, в том числе воровство).

Этот метод стал известен в 1990 году. Уместно вспомнить призыв одного из его создателей Якоба Морено «выгнать демонов из укрытий». Мы же пытаемся не только «выгонять демонов», но и «приглашать ангелов», то есть культивировать в этом ребёнке всё светлое, доброе, духовное. Направляя поведение ребенка в русло этики, учитывая традиции отечественной культуры, мы на первом этапе проводим психокоррекционные занятия на психологические темы (злоба, обидчивость, страх, лень, застенчивость и др.). Это помогает нивелировать или ослаблять отрицательные поведенческие  доминанты.

Дети участвуют также в специальной театрализованной игре, которая начинается на первом занятии и каждый раз обрывается на самом интересном месте. Наконец, на последнем занятии она завершается, вызывая у детей яркие переживания в финале.

Второй этап – подготовка к спектаклю. Он предполагает включение детей в творческую деятельность: они учат роли, оформляют сцену, готовят реквизит, делают костюмы, танцуют, поют. При этом используют отдельные элементы кукольного театра, которые, на наш взгляд, являются идеальными инструментами психокоррекции детских неврозов. Спрятавшись за ширму или закрывшись маской, говоря от лица куклы и потому не страшась уличения, ребёнок имеет возможность целительной исповеди без малейшего психического ущерба. Задача этого этапа – развитие положительной динамики в восприятии окружающего мира.

Мы убеждены, что принцип психоэлевации, принцип возвышения души, лежит в русле православной этики. Принять каждого человека таким, какой он есть, но одновременно пытаться найти и утвердить в нём яркую индивидуальность – вот главная задача. Несколько лет назад, когда у нас только начиналась работа с трудными детьми, мы не предполагали, что она незаметно вырастет в нечто более серьезное и заставит нас задуматься над новыми возможностями своего участия в жизни ребёнка в условиях библиотеки.

Создание образовательного центра открытого доступа «Дети в Интернете», работа по обучающим программам (компьютерно-информационная грамотность, поиск и навигация в Интернете) позволили создать стартовые возможности по формированию информационной культуры детей с проблемами развития, облегчить процесс социальной адаптации вхождения в общество цивилизованных стандартов.

Познавательно-развивающая программа «Смайлик», разработанная специалистами медиатеки, действует также и в адаптированном варианте – для работы с неблагополучными в плане возможностей детьми, в комфортной для них среде – в адекватной группе ровесников. Программа включает:

– мониторинги по выявлению уровня информационно-компьютерной грамотности детей на разных стадиях программы;

– тесты, практикумы для закрепления пройденного материала;

– мультимедийные средства как способ раскрытия богатств информационной культуры;

– визуальные эффекты как форму постижения окружающего мира.

Заметим, что дети пришли на занятия неподготовленными, большинство из них сели за компьютер впервые. Все занятия включают групповое прослушивание лекций, сопровождающихся мультимедийными фрагментами на большом экране. В результате усвоение происходит легко, детям не приходится ничего записывать. Программа предполагает большое количество творческих и проверочных заданий, использование игр.

Как и обычным детям, этим ребятам нравится осваивать мир компьютерных технологий. У большинства из них на неплохом уровне идёт овладение терминами, устройством компьютера, что наверняка пригодится им в дальнейшем.
Успех проекта, в силу его специфики, невозможно оценить в количественном или материальном эквиваленте. Главный результат будет состоять в оздоровлении души ребёнка, в восполнении радости детства как самого яркого периода в жизни человека. Мы очень надеемся, что приобщение детей к миру культуры, искусства, литературы, новых информационных технологий обогатит условия их самореализации, предоставит им возможность равноправного и полноценного вхождения в современное общество.


  Трасковская М. Равные возможности : социокультурная адаптация детей с проблемами в развитии средствами искусства / М. Трасковская // Библиополе. – 2009. – № 10 – С. 21–23.

 

- Список всех докладов проекта
- Все проекты