Плановый подход
Детские библиотеки Москвы не остаются в стороне от решения проблем, связанных с просвещением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, развитием их творческих способностей, организацией досуга. Особую актуальность это направление деятельности детских библиотек приобрело в 2009 году, который был объявлен в Москве Годом равных возможностей.
Оказание помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, это и задача, и естественная нравственная потребность работников детских библиотек. Библиотеки в той или иной степени обслуживают детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работая в данном направлении, библиотеки вынуждены решать сразу целый ряд проблем:
Решению перечисленных проблем во многом способствуют системный подход и целевое планирование – в ряде детских библиотек разработаны и успешно реализуются специальные планы и целевые программы:
Библиотечная среда – дружественная
К сожалению, многие из детей с нарушениями в развитии не являются потенциальными читателями (это связано с характером заболеваний): они не могут читать самостоятельно, и не воспринимают громкое чтение. Но это совсем не значит, что библиотечная среда является для них чужеродной. Библиотека дает таким ребятам возможность общения со сверстниками и библиотекарями, привлекает к посильному участию в различных мероприятиях. Однако для многих других детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности мир открывается именно через книгу – для них детские библиотеки предоставляют свои фонды. В любом случае роль библиотеки в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья переоценить невозможно: библиотечная среда в известной степени восполняет дефицит доброты, помогает детям побороть чувство одиночества, неуверенности в себе. Для всех своих читателей библиотеки стараются создать возможности для развития, удовлетворения духовных и познавательных потребностей.
Решению проблем, связанных c обслуживанием детскими библиотеками детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, способствует присвоение детским библиотекам Москвы статуса информационных интеллект-центров. Это повлекло за собой, в частности, улучшение материально-технического оснащения библиотек. В том числе и оборудованием для «особых читателей». В ряде библиотек – информационных интеллект-центров к работе по обслуживанию детей с ограниченными возможностями и их родителей присоединились психологи.
Любовь к ребенку, уважение к нему, вера в его возможности и огромное желание помочь в интеграции детей с особыми нуждами в коллектив нормально развивающихся детей – девиз работников детской библиотеки № 81 ЦБС «Люблино» Юго-Восточного административного округа.
«Управление полетами мысли» – так называется детская библиотека – информационный интеллект-центр, специализирующаяся на обслуживании детей с особенностями в развитии. В радиусе деятельности библиотеки расположены: школа-интернат для глухонемых детей с психоневротическими проблемами, две специальные коррекционные школы, детский сад для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Цель работы – приблизить ребят к полноценной жизни в обществе. Сделать так, чтобы они ни в коем случае не чувствовали себя ущербными или не такими, как все. И, конечно, помочь детям с отклонениями в развитии обрести хотя бы частичку утраченных радостей жизни, встречаясь со сверстниками, с библиотекарями. А также научить их любить книгу и чтение.
Благодаря созданной в библиотеке безбарьерной среде, любой ребенок-инвалид может свободно передвигаться по всей библиотеке: вход в библиотеку оборудован пандусом; внутри помещения отсутствуют двери – их заменили арки; специальный туалет оснащен поддерживающим поручнем и кнопкой экстренного вызова; в театральном зале имеются инвалидные коляски.
В библиотеке, наряду с традиционным библиотечным обслуживанием, осуществляется работа с применением современных компьютерных технологий. Созданный на базе компьютерного зала тифлокомпьютерный отдел позволяет создавать условия для коррекции развития незрячих и глухонемых детей (с учетом минимальной и ограниченной нагрузки, с учетом их возможностей). Для этого используются вспомогательные компьютерные технологии: читающая машина «ИНФА-200», телевизионное увеличивающее устройство. С их помощью ребенок сам способен прослушать или прочитать любую книгу. Рабочий компьютер оснащен специальной программой Windows для незрячих детей: ребенок может слышать обо всех своих действиях (компьютер проговаривает, какой текст набирается, какие команды выполняются и т.п.), входящая в комплект специализированная клавиатура Брайля позволяет ему самому набрать текст и распечатать его в брайлевском варианте. Таким образом, слепые и слабовидящие дети могут не только прочитать любую книгу, но и распечатать ее с электронного носителя, чтобы читать дома.
Дети из школы-интерната для глухих и глухонемых детей могут освоить язык жестов. Для этого используется программа «Переводчик», которая очень актуальна и для родителей глухих детей. Приходя в центр, родители обучаются языку жестов и могут использовать его в общении со своими детьми. Основная задача – приблизить мир компьютерных технологий к нуждам «особых детей», создать единое информационное образовательное пространство. Библиотекари стараются обучать их правилам пользования современными технологиями, учат применять для своих нужд ресурсы Интернета, находить необходимую информацию и уметь управлять ею (например, найти электронную версию книги, которой нет в библиотеке), оценивать, систематизировать, объединять, интегрировать полученные сведения, использовать электронную почту для общения, задавать вопросы в режиме online на сайтах Москвы.
Много внимания уделяется созданию условий для общения особых детей не только с миром компьютерных технологий, но и с миром книг, с внешним миром, друг с другом, со своими сверстниками – детьми, у которых нет таких проблем. Проходят совместные игровые занятия. Применяя языковую программу жестов «Переводчик», любой ребенок может научиться общаться с глухим ребенком, чтобы в дальнейшем не использовать письменную речь.
На занятия с детьми из коррекционных классов приглашаются ребята из школ обычных. В результате такого общения дети учатся помогать друг другу в различных проблемных ситуациях, не разделяют себя и других, учатся жить в едином дружелюбном пространстве. В этом помогают также различные кружки по интересам: клуб любителей книги «Говорящий сверчок», клуб незрячих «Читающая книга», кружок бисероплетения «Волшебные бусинки», кружок вязания «Крючок, клубок и спицы в руках у Мастерицы», кружок по изготовлению и пошиву костюмов к спектаклям, кружок по изготовлению мягких игрушек по мотивам книг, кукольный театр «Петрушка», театральная студия «Книги на сцене», кружок по техническому сопровождению спектаклей (мастерская звука и света), изостудия «Мастер» и изостудия для дошкольников «Юный талант», компьютерные курсы по рисованию, клуб «Любители животных», клуб «Юные спортсмены», оснащенный специальными тренажерами и спортивно-оздоровительный комплекс. Все это делается для развития «особого ребенка» (согласно его медицинским показателям) и его общения с другими детьми.
Детская библиотека № 81 ЦБС «Люблино» Юго-Восточного административного округа привлекает детей с особенностями развития к участию в видеомостах и видеоконференциях, просмотрам фильмов и обсуждению насущных проблем. Дети вместе празднуют дни рождения в библиотеке, где для них устраиваются чаепития. Каждый особый ребенок, приходя в библиотеку, находит тепло, радость, доброту открытых сердец.
В библиотеке создана и постоянно пополняется база данных о детях-инвалидах района. Прослеживая этапы социокультурной реабилитации, характерные для каждого конкретного ребенка, мы можем сделать определенные выводы о значимости и эффективности работы библиотеки для его развития. Для этого также ведется «Учетная карта ребенка», где отражаются особенности поведения при первом посещении библиотеки, а затем кратко описывается его дальнейшее развитие.
Работа библиотеки с особыми детьми обусловлена желанием всех работников оказать им помощь и поддержку.
В центре внимания – родители
Детская библиотека № 71 ЦБС № 1 Центрального административного округа занимается реализацией программы педагогического и медико-психологического образования родителей и специалистов, работающих с детьми «Вы, Ваш ребенок и мир вокруг».
Выбор темы для библиотеки не случаен. В течение 10 лет (1992–2002) в библиотеке работал театр книги «Волшебная страна». Членами этого театрального коллектива были учащиеся микрорайона с трудностями общения (многие после родовых травм).
Родители этих детей стали часто приходить в библиотеку и делиться своими переживаниями и трудностями, касающимися воспитания детей. В 2002 году библиотека привлекла к работе Центр детского воспитания «Оранжевый квадрат», который на протяжении трех лет помогал родителям в решении сложных психологических проблем. С 2005 года работа с родителями ведётся непосредственно по программе «Вы, Ваш ребёнок и мир вокруг». Девиз: семьею дорожить умейте. Цель – содействие родителям в воспитании уверенных в себе, любящих, спокойных детей.
Задачи, которые ставит библиотека для достижения поставленной цели:
– привлечение к чтению педагогической литературы и литературы медико-психологического характера родителей и специалистов, работающих с детьми;
– оказание помощи семьям в воспитании детей.
Работники библиотеки в рамках реализации программы используют средства наглядной агитации для привлечения внимания родителей к проблемам воспитания детей. Участвуют в проведении родительских собраний в школах и детских садах микрорайона с целью информирования родителей о деятельности библиотек. Проводят беседы, обзоры литературы, разрабатывают списки литературы в помощь воспитанию детей.
Предложенная тема оказалась весьма востребованной у жителей микрорайона Покровка. За период с 2005 по 2007 год социальными партнёрами в работе по реализации программы стали учителя четырёх школ, воспитатели четырёх детских садов, родители.
В реализации программы принимают участие специалисты Высшей школы психологии, издательство медицинской литературы «Триада-Х». С их помощью в библиотеке проводятся лекции, консультации по проблемам детского здоровья и детских заболеваний, пополняется специализированная часть фонда библиотеки. По итогам реализации программы «Вы, Ваш ребёнок и мир вокруг» предусмотрено маркетинговое исследование.
Лечит книга
В Центральной детской библиотеке – информационном интеллект-центре № 94 «Солнечный круг» ЦБС № 2 Южного административного округа разработана и реализуется программа «Лечит слово». Девиз: развлекая – увлекать, обучать и воспитывать.
Цели программы:
– содействие развитию детей с ограниченными физическими возможностями (развитие и коррекция в процессе чтения);
– создание условий для эмоционального общения и творческой самореализации детей (научить их верить в свои силы и способности, поддерживать желание ребят творить, учить их сочинять сказки, воспитывать литературный вкус и потребность в постоянном общении с книгой).
Основные направления деятельности: литературное, изобразительное, прикладное, артистическое творчество. В работе библиотеки применяются два вида библиотерапии: целенаправленная, способствующая воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя, и нецеленаправленная, служащая для того, чтобы отвлечь читателя от навязчивых мыслей о проблеме.
Есть множество различных произведений, прочитав которые, читатель может либо обрести душевную свободу, либо, наоборот, предаться унынию, тоске. Некоторые книги могут вывести человека из подавленного состояния, помочь увидеть нечто новое, красивое, наполнить душу жизненными силами. Особое значение имеют книги, в которых герои попадают в юмористические ситуации. Воздействуя смехом и добротой, они помогают детям справиться с проблемами.
Отдельное место в работе с особыми читателями занимает сказкотерапия. Каждую неделю в библиотеке дети не только читают и обсуждают сказки, но и сочиняют собственные, смотрят мультфильмы, устраивают инсценировки и театрализованные представления, для них проводятся мастер-классы, конкурсы творческих работ. Задача библиотекаря – зарядить детей положительными эмоциями, вызвать желание принять участие в занятиях и играх.
В гости – с книгой
Центральная детская библиотека– информационный интеллект-центр № 94 «Солнечный круг» занимается реализацией инновационной программы «Библиотека на дому». Работа ведётся в соответствии с планом совместных мероприятий ЦБС № 2 Южного административного округа и Центра социального образования «Нагорный». В зоне внимания библиотеки находятся дети с ограниченными возможностями здоровья: с детским церебральным параличом и инвалидностью по зрению. Библиотечное обслуживание этих ребят осуществляется на дому по специально разработанной программе. В основе программы – развлекательные мероприятия, посвящённые знаменательным и литературным датам календаря. Детям предоставляется возможность общения со сверстниками по телефону.
Работаем вместе с психологом
В ряде детских библиотек к работе с читателями-детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями подключились психологи, которые с недавнего времени стали пополнять коллективы работников детских библиотек.
Психолог центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара М.П. Никитенко считает, что использование метода библиотерапии, который сейчас активно внедряют библиотеки, требует тесного сотрудничества психолога (или психотерапевта) и специально обученного библиотекаря. В библиотеке организована служба «Читаем вместе с психологом», а на сайте библиотеки открыт специальный раздел с тем же названием, где размещаются рецензии психолога на книги. После прочтения книги читатели могут обсудить её с психологом при личной встрече или виртуально (служба "Виртуальный психолог").
Психолог центральной детской библиотеки информационного интеллект-центра № 96 ЦБС «Юго-Запад» Юго-Западного административного округа В.А. Лазарева разработала авторскую комплексную программу психологического просвещения «Психология от А до Я». Предложенные в ней направления деятельности успешно реализуются в библиотеке уже на протяжении трёх лет. Программа содержит специальный раздел «Психологическая поддержка семей, имеющих детей с нарушениями развития. Содействие в создании оптимальных условий обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в семье».
Основные направления |
Форма и название |
Адресация |
Ознакомление родителей с популярной психологической и педагогической литературой по проблемам развития детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Книжно-иллюстративные выставки серии «Удивительные дети», «Исполнения желания». |
Родители детей, имеющих отклонения в развитии. |
Разработка справочно-информационных материалов для родителей и специалистов по вопросам отклоняющегося развития у детей. |
Буклеты, памятки, брошюры. Серии: «Трудное развитие», «Такие же, как мы», «Интеграция». |
Родители детей, имеющих отклонения в развитии; специалисты, работающие с данной категорией детей. |
Содействие семьям в абилитации и реабилитации детей, имеющих нарушения в развитии, на индивидуальных занятиях и консультациях. |
Индивидуальное консультирование по вопросам нарушений развития детей дошкольного возраста. Организация и ведение коррекционно-развивающего кружка «Развитие» для детей дошкольного возраста, имеющих нарушения развития. |
Родители детей, имеющих отклонения в развитии.
Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения развития. |
Создание информационной базы данных об учреждениях, оказывающих психолого-медико-социальную помощь детям с нарушениями развития. |
Буклеты, памятки, брошюры. Серия: «Трудное развитие». |
Родители детей, имеющих отклонения в развитии; специалисты, работающие с данной категорией детей. |
Пропаганда идеи терпимости к людям с проблемами развития среди читателей библиотеки и их семей. |
Разработка тематических книжно-иллюстративных выставок детской художественной литературы, имеющей библиотерапевтическое значение для воспитания личности читателей библиотеки. Серия: «От сердца к сердцу». |
Читатели библиотеки школьного возраста. |
Воспитание альтруистических черт характера у учащихся массовых школ. |
Разработка психологических рекомендаций для руководителей детского чтения к прочтению представленных на выставке художественных произведений (в рамках библиотерапевтического направления). |
Родители детей, имеющих отклонения в развитии; специалисты, работающие с данной категорией детей. |
Воспитание у детей толерантного отношения к людям, имеющим отклонения в развитии. |
Проведение комплексных занятий для детских коллективов с использованием методик библиотерапии, психодрамы: «Такие же, как мы», «Протяни руку помощи». |
Учащиеся младшего и среднего школьного возраста; организованные детские коллективы. |
Учимся сами, учим других
Объединив усилия библиотекарей и психологов, удалось подготовить и провести специализированный курс повышения профессионального уровня работников детских библиотек г. Москвы «Особый ребёнок в библиотеке». Программа спецкурса разработана совместно методистом центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара Н. Е. Колосковой и психологом центральной детской библиотеки – интеллект-центра № 96 им. Н. В. Гоголя ЦБС «Юго-Запад» В. А. Лазаревой. Программа спецкурса включила в себя два блока занятий: библиотечной и психолого-коррекционной направленности.
В библиотечную часть спецкурса вошли темы:
По образованию В. А. Лазарева психолог, специализирующийся на работе с детьми, имеющими отклонения в развитии (специальный психолог). С 2001 года она работала в Центре психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) «Взаимодействие» Южного административного округа. Принимала участие в эксперименте по оказанию психологической помощи воспитанникам школ-интернатов и детских домов округа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также педагогам, работающим в этих учреждениях. В рамках эксперимента работала с воспитанниками специальных коррекционных детских домов VIII вида, в специальной коррекционной школе VIII вида, оказывала психологическую поддержку детям с умственной отсталостью лёгкой и средней степени, а также детям с сочетанными дефектами (аутизм и умственная отсталость). Совместно с методистом ЦПМСС «Взаимодействие» М. В. Данилиной разработала программу работы с детьми, имеющими сложные психологические проблемы социальной адаптации, сочетанные с диагнозом олигофрения лёгкой степени: «Программа психологического сопровождения детей 10–14 лет с интеллектуальным недоразвитием, оставшихся без попечения родителей». (Программа была представлена в 2004 году в газете «Школьный психолог» в номерах 16, 25–26.) Кроме того, имеет следующие публикации, посвященные проблемам социокультурной адаптации детей – социальных сирот с умственной отсталостью: «Принципы психологической коррекции работы с детьми с интеллектуальным недоразвитием, лишёнными родительского попечения» (журнал «Специальная психология» № 2 (2), 2004); «Депривация социальных потребностей детей с умственной отсталостью в условиях сиротского учреждения» (журнал «Коррекционная педагогика» № 4 (6), 2004); «Проблемы адаптации социальных сирот с интеллектуальными нарушениями» (журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 5, 2004); «Сироты в школе: сложный процесс социальной и психологической реабилитации» (журнал «Директор школы» № 5, 2004). Вера Анатольевна – участник «Московской школы прав человека» в 2003–2004 годах. В это же время работала методистом-психологом в Учебно-методическом центре «Детство» при Департаменте образования г. Москвы, где разработала пакет документации для психологов школ-интернатов и детских домов. В частности, в журнале «Директор школы» № 8/2006 была опубликована её работа «Индивидуальная карта воспитанника детского дома или школы-интерната», построенная с учётом специфики психосоциального развития детей-сирот и детей, имеющих отклонения в развитии.
Слушателям курса Вера Анатольевна предложила ряд лекций, обзоров и практических занятий. Среди них:
Ищем книги, помогающие жить
Значительная часть занятий спецкурса была посвящена изучению книжного фонда детских библиотек. Итогом этой работы стала подготовка рекомендательного указателя «Книги, помогающие жить». Каждому слушателю спецкурса было предложено разыскать книгу (художественную или документальную), один из персонажей которой (не обязательно человек) имеет ограничения в здоровье. Книгу следовало прочесть, написать к ней рекомендательную аннотацию, представить её аудитории. В указатель вошла художественная и документальная проза классических и современных, отечественных и зарубежных авторов – более 50 книг, имеющих различную возрастную адресацию. Лишь немногие из них входят в круг чтения современного детского и взрослого чтения. Некоторым из этих книг присвоен статус «незаслуженно забытых». А в большинстве своём они рассредоточены во времени и пространстве, являются объектом поиска в фондах библиотек, в книжных магазинах, в Интернете.
В алфавитном порядке фамилий авторов книги систематизированы по разделам: «Маленьким», «Тем, кто уже подрос», «Для тех, кто вырос», «Недетское чтение». Заключают пособие «Указатель авторов и названий книг» и «Указатель названий и авторов книг». Приложением к изданию дана фильмография «Особый герой на экране». В дальнейшем планируется пополнять указатель, внося в него имена авторов и названия вновь изданных книг или вышедших ранее. Работать с указателем можно уже сейчас. Он будет подспорьем в организации книжных выставок и подготовке обзоров для всех возрастных групп читателей-детей, также родителей и руководителей детского чтения: преподавателей, работников специализированных учебных и других организаций и учреждений. Книги, представленные в указателе, могут войти в состав специализированных фондов, созданных для родителей, которые имеют детей с инвалидностью.
Указатель поможет библиотекарю при подготовке мероприятий, приуроченных к Международному дню инвалидов, (отмечается ежегодно 3 декабря). Он даст материал для библиотерапевтических занятий. Есть вероятность, что им заинтересуются психологи, которые приходят работать в детские библиотеки и на первых порах не очень хорошо ориентируются в литературе.
Указатель способен также стать основой для создания тематических картотек: их преимущество – в возможности более оперативного пополнения информацией о новых книгах. На его основе можно составлять рекомендательные и информационные списки литературы для читателей различных возрастных групп.
Многие из книг, вошедших в указатель, могут быть использованы в работе библиотеки по воспитанию толерантного отношения к особым детям в среде здоровых детей.
И, конечно же, книги, включённые в указатель, должны войти в круг чтения самих библиотекарей: они помогут лучше понять читателей с проблемами инвалидности и их родителей, сделать работу по их обслуживанию более эффективной и целенаправленной.
Указатель уже издан в 2008 году в Издательском доме «Первое сентября» в качестве приложения к газетам «Библиотека в школе», «Здоровье детей», «Литература» (Библиотечка «Первого сентября» № 23).
Однако работа над указателем продолжается: сейчас он пополнен и содержит информацию уже о 74 произведениях.
Чтобы узнать больше…
Всех желающих познакомиться с этим указателем и другими материалами в помощь работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителей мы приглашаем посетить сайт ЦГДБ им. А. П. Гайдара в Интернете: gaidarovka.ru. Данной проблеме посвящены страницы «Библиотека без границ» и «Библиотека для особого ребёнка».
Разумеется, этот материал не даёт полного представления о деятельности детских библиотек Москвы по обслуживанию детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. Многое осталось за рамками статьи: координация работы с различными учреждениями и организациями; деятельность, связанная с проведением благотворительных и других акций; разработка методических, библиографических и справочно-информационных материалов; изучение деятельности детских библиотек по данному направлению и другие мероприятия.
Более подробно об этом можно прочитать в сборнике:
Библиотека для особого ребёнка : Дети с ограниченными возможностями здоровья в детских библиотеках Москвы / Центральная городская детская библиотека им. А. П. Гайдара; сост. Н. Е. Колоскова; ред. Т. В. Рудишина. – М. : Фаир, 2009. – 232 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).
Авторами материалов, вошедших в сборник, стали библиотекари, методисты, психологи московских детских библиотек, у которых уже имеется опыт работы по названным направлениям.