Конкурсы

Великая Отечественная война в прозе и стихах иркутских писателей

Козлова Мария , 11 лет, МБОУ Покровская СОШ, 5 класс, Зиминский р-н, с. Покровка.

1. В 1941 году, уезжая на фронт, иркутские призывники пели в теплушках песню на стихи иркутского поэта:

Эх, Байкал, родной, гривастый,
Едем, едем на войну.
Вспоминать мы станем часто
Синюю твою волну.
«….»
Сталь клинков в бою речиста,
Всем поведают клинки,
Как без промаха фашистов
Бьют в бою сибиряки.
Из сибиряков удалых
Выйдет не один герой.
Нас немало,
Мы с Байкала,
Мы встаём в могучий строй.

Автор стихов мог стать известным физиком, математиком, поэтом, а стал офицером – сапёром, погиб в бою в июле 1943 года. Назовите имя автора этих строк. Как в Иркутске увековечено его имя?

Ответ:

Автор этих стихов – Моисей Александрович Рыбаков. Родился Моисей Александрович 21 января 1919 года в городе Иркутске. Отец Ицхок Давидович Рыбаков, мать – Лея Мовмевна, урождённая Гармиза. Детские годы писателя прошли в городе Бодайбо, где отец работал на прииске. В 1930 году семья вернулась в Иркутск, и Моисей стал учиться в школе № 11. В школьные годы принимал участие в драматическом и литературном кружках. С отличием окончил школу в 1936 году и поступил в Иркутский государственный университет на физико-математический факультет. Студентом увлекался поэзией. Его стихи публиковались вначале в стенгазете, а затем в областных газетах, в журнале «Сибирские огни», в альманахе «Новая Сибирь». В 1940 году писатель был направлен в летний военный лагерь членом литературно-шефской бригады Иркутского отделения Союза писателей. В 1941 году с отличием окончил университет и был приглашён в аспирантуру и в Московский Институт физики Академии Наук СССР. Он мог стать известным учёным или писателем, но началась война. Моисей Александрович был призван в армию и направлен в Военно-инженерное училище. В действующей армии прошёл путь от адъютанта до заместителя начальника штаба инженерной бригады. Погиб 19 июля 1943 года при подготовке переправы через реку Миус недалеко от села Русское Ростовской области. Посмертно награждён орденами: Красного Знамени, Отечественной войны I степени.

В Иркутске его память увековечена: мемориальной доской в школе № 11 (пер. Богданова, 6), мемориальной доской в Иркутском Государственном университете (бульвар Гагарина, 20), на улице Лермонтова стоит мраморная стела с именами героев Советского Союза и среди них имя Рыбакова Моисея Александровича, в Иркутском областном краеведческом музее в экспозиции, посвящённой иркутянам участникам ВОВ, есть стенд М. А. Рыбакова.

2. О каких событиях рассказывается в стихотворении Марка Сергеева «Баллада о мальчиках Крагуеваца»?

Ответ:

Сербский город Крагуевац в Югославии Марк Сергеев посетил в составе группы писателей из разных стран. Не было среди них только писателей из Германии. После Второй мировой войны немцам было запрещено посещение Крагуеваца. «Всем, кроме немцев» – гласила надпись на въезде в город. 21 октября 1941 года в отместку за гибель 70 немецких солдат и офицеров, погибших в столкновении с бойцами Сопротивления, и за то, что горожане не выдали партизан, фашисты провели здесь карательную акцию. Семь тысяч жителей города стали жертвами этой расправы. Людей хватали в домах, церквах, на улицах, в школах. Мальчиков-гимназистов вызывали по классным спискам. Для каждого из них это был последний урок. Брали только мужское население – от детей до стариков: уводили и увозили за город, в глубокую низину, где протекали два ручья, и там расстреливали. К вечеру 21 октября 1941 года у Красного города, как называют в народе Крагуевац, лежало семь тысяч трупов. Каждый год этот день проходит траурно – торжественное шествие взрослых и детей Югославии к святым могилам. Сегодня здесь находится памятник и мемориальный музей.

И толпы людей

Ежегодно приходят сюда
С вершин черногорских,
Из Сербии, с берега моря.
Я вижу:
Страна затаила дыханье от горя.
Неслышными листьями
Прочь отлетают года.
Стою на пригорке,
А словно лежу я во рву…

Так, под впечатлением этой поездки Марк Сергеев написал стихи «Баллада о мальчиках города Крагуеваца»:

Мальчишки
– поклассно
– стоят на холме невысоком,
мужчинами стали они
на последнем уроке,
а это – смертельно:
охота идёт на мужчин…
И снова я вижу:
стоят на пригорке они,
И ранняя зрелость
их волосы вдруг побелила,
а чёрная сила
из шмайссеров чёрных палила
в их детские лица
и в их непрожитые дни…
…Они и сегодня
За тайной бронёй крепостей
Живут в ожиданье,
Сжимая в ладонях кастеты,
Они и сегодня
На сотнях плацдармов планеты
стреляют,
стреляют,
стреляют,
стреляют в детей!
Пока на земле
разжигает кострище война,
пока в наших душах
гремит её страшное эхо,
в лесу,
где расстреляны дети,
– ни песни, ни смеха,
вы слышите, люди, какая стоит тишина?!

Какими же пророческими и современными оказались стихи поэта. Уже нет страны, которую называли Югославией, и эту историю хотелось бы забыть, но ее надо помнить, потому что и сегодня стреляют, стреляют, стреляют в детей. Но теперь уже на родине самого Марка Сергеева, в Енакиево, Амбросиевке, Макеевке, в городах Донбасса, где проходило детство поэта... Когда-то тринадцатилетним мальчиком Марк приехал в Сибирь со своими родителями и с тех пор считал ее своей родиной, а город Иркутск стал его судьбой.

«Появился в жизни моей город, каждый дом которого, каждый камень, каждое дерево открывают мне свои тайны – не сразу, постепенно, день за днем, год за годом», писал Марк Давидович. «Иркутск наградил меня всем – и любовью, и дружбой, и невзгодами – и отправил меня на войну, и негромко радовался моему возвращению, по крайней мере, мне так казалось, когда в феврале 1946 года выпрыгнул я на перрон нашего старого вокзала и пошел с небольшим деревянным чемоданчиком по его ожившим после военного лихолетья улицам...».

Сегодня иркутская земля принимает земляков поэта из разных уголков Донбасса, опаленного гражданской войной. Кто-то из них начнет здесь новую жизнь, а другие захотят вернуться в свои города и поселки. Но как непросто будет для них там сделать выбор – «Всем, кроме…».

3. После окончания школы, в начале июня 1941 года, Марк Сергеев и его одноклассники посадили возле школы аллею деревьев. Но с войны вернулись не все… Где находится эта аллея, и как называется произведение, посвящённое этим событиям?

Ответ:

Иркутск. Небольшой сквер возле остановки «Волжская». Когда-то рядом была школа. Потом – больница. Сейчас в здании находится областной суд. В июне 1941 года тополиную аллею посадили выпускники 21-й иркутской школы, в которой учился Марк Сергеев. Теперь каждый тополь – живая память о погибших одноклассниках поэта.

А в том году столкнулась с силой сила,
Сражалась насмерть русская земля,
За тыщу вёрст разбросаны могилы
Тех, что сажали эти тополя.

Эти строки сделали тополиную аллею известной далеко за пределами Иркутска. Поэт Марк Сергеев, который тоже сажал эти деревья, посвятил ей «Балладу о тополях». Так не только сама аллея, но и стихи о ней увековечили память о вчерашних учениках, отдавших жизнь за свою страну. А те, кто остался жив после войны, как и обещали одноклассникам, каждый год приходили к своим тополям. Они собирались здесь возле этих тополей, а потом поставили скромный памятник. Сейчас сюда приходят дети и внуки этих старшеклассников и те, кто знает историю деревьев.

Начни по списку называть солдат:
Клим Щербаков – и тополь пятый справа
Ответит: пал в боях за Ленинград.
Степан Черных – и выйдет тополь третий,
Вадим Смирнов – шагнёт двадцать второй.
Нас было двадцать шесть на белом свете.
Мы впятером с войны вернулись в строй.

4. Известный иркутский поэт Иосиф Уткин во время войны был военным корреспондентом, армейским поэтом, а когда требовалось, и боевым командиром. В каких его стихах есть строки, посвящённые военной клятве? Приведите небольшие отрывки из этих произведений.

Ответ :

Иосиф Павлович Уткин родился 14 (27) мая 1903 года на станции Хинган (ныне на территории городского уезда Якэши) в автономном районе Внутренней Монголии (Китай) на КВЖД, которую строили его родители. После рождения сына семья вернулась в родной город Иркутск, где будущий поэт прожил до 1920 года. Учился в трёхлетнем начальном училище, затем – в четырёхклассном вышеначальном училище, из последнего класса которого был исключён за плохое поведение и вольномыслие. Виной этому были частые пропуска занятий, так как одновременно с учёбой Иосиф работал, – ему пришлось стать кормильцем семьи, брошенной отцом. В 1919 году во время антиколчаковского восстания в Иркутске вместе со старшим братом Александром вступил в Рабочую дружину, в которой состоял до установления Советской власти. В начале 1920 года вступил в комсомол, а в мае 1920 года в составе первой добровольческой группы иркутского комсомола выехал на Дальневосточный фронт.

В 1922 году становится репортёром в газете «Власть труда», в которой появляются его первые стихи на злобу дня. Затем работает в молодёжной газете Иркутска «Комсомолия», в губкоме комсомола – секретарём комсомольской газеты, политруком у допризывников. Вместе с Джеком Алтаузеном, Валерием Друзиным, Иваном Молчановым принимал активное участие в Иркутском литературно-художественном объединении и ежемесячном журнале «Красные зори», который с 1923 года стал издаваться в Иркутске.

В 1924 году по путёвке комсомола как наиболее достойный из молодых журналистов был послан учиться в Москву в Институт журналистики. С 1922 года в Сибирской прессе печатал свои стихи, а по приезде в Москву начал печататься и в Московских изданиях. В 1925 году вышла первая книга «Повесть о рыжем Мотэле…» – поэма о переменах, внесённых революцией в жизнь еврейского местечка. Это был первый настоящий успех молодого поэта. С 1925 года работал в «Комсомольской правде» завлитотделом. Окончив институт в 1927 году, был послан вместе с поэтами Жаровым и Безыменским за границу, где пробыл два месяца. Работал завотделом поэзии в Издательстве художественной литературы.

С началом Отечественной войны уходит на фронт, воюет под Брянском. В сентябре 1941 года, в бою под Ельней, Уткин был ранен осколком мины – ему оторвало четыре пальца правой руки. Отправлен на лечение в Ташкент, где, несмотря на ранение, не прекращает литературной работы. Летом 1942 года Уткин вновь оказался на Брянском фронте в качестве спецкора Совинформбюро, от газет «Правда» и «Известия». Участвовал в боях, совершая большие переходы с солдатами. Писал песни-марши. Возвращаясь из партизанского края, 13 ноября 1944 года И. П. Уткин погиб в авиационной катастрофе. Самолёт упал недалеко от Москвы, в руках И. Уткина в момент гибели был томик стихов М. Ю. Лермонтова… Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Я считаю, что слова, посвящённые воинской клятве, есть не только в стихотворении, которое так и называется: «Клятва».

Клянусь: Назад ни шагу!
Скорей я мёртвый сам
На эту землю лягу,
Чем эту землю сдам…

Клянусь, мы будем квиты
С врагом. Даю обет,
Что кровью будут смыты
Следы его побед!..

Но и последнее четверостишие стихотворения «Памяти замученных» можно отнести к словам воинской клятвы:

Всему есть срок … сорвётся голос ровный
В шеренге дней и дни расплаты есть:
Мы не откроем рта, но будут многословны
Огонь и сталь, наган и месть!

5. Джек Алтаузен был первым писателем, который получил орден во время Великой Отечественной войны. Какая это была награда? Назовите его произведения о войне.

Ответ:

Алтаузен Яков Моисеевич родился в 1907 году на Федосьевском прииске Бадайбинского района в семье старателя. В 11 лет оказался в Китае (Харбин, Шанхай). Служил боем в отеле и на пароходе. Там он и получил имя Джек, которое записали в документы. В 1920 году с помощью старшего брата он вернулся в Иркутск. В 1923 году его стихи публикуются в газете «Власть труда» и журнале «Красные зори». По направлению комсомола он был командирован на учёбу в Москву. С середины 1920-х годов работал в газете «Комсомольская правда». С 1925 г. по 1941 г. в Москве было опубликовано 17 его книг.

С первых дней войны Джек Алтаузен был отправлен в редакцию газеты 12-ой Армии юго-западного направления. Воевал он не только пером, поднимая настроение бойцам своими стихами, но и с оружием в руках.

Погиб Джек Алтаузен в 1942 году под Харьковом, выходя из окружения. Он был первым из писателей награждён Орденом Красного Знамени.

Его стихи о войне:

Родина смотрела на меня
Я в дом вошел, темнело за окном,
Скрипели ставни, ветром дверь раскрыло,
Дом был оставлен, пусто было в нём,
Но всё о тех, кто жил здесь, говорило…
«….»
Стоял я долго, каску наклоня,
А за окном скрипели ставни тонко.
И Родина смотрела на меня
Глазами белокурого ребёнка.
Зажав сурово автомат в руке,
Упрямым шагом вышел я из дома
Туда, где мост взрывали на реке
И где снаряды ухали знакомо.
Я шел в атаку, твёрдо шёл туда,
Где непрерывно выстрелы звучали,
Чтоб на земле фашисты никогда
С игрушками детей не разлучали.

Письмо от жены
Там, где яворы мирно дремали,
Тишиной и прохладой полны,
В незнакомом селе, на привале,
Получил я письмо от жены.
Я читал, и росла моя сила,
Мне казалось, что вместе с женой
Тем же голосом мне говорила
Вся страна: «Будь здоров, мой родной!»
«…»
Над бойцами плыл дым от цигарок,
За деревней гремел ещё бой,
И лежал у меня, как подарок,
На ладони конверт голубой.
Я глядел, а улыбка сияла,
И глаза были счастьем полны:
Это Родина мне написала
Чистым почерком верной жены.

Мать
Ей не спится, что-то сердце ноет,
Ломит грудь, а ночь темным-темна,
Звезд не видно, зимний ветер воет,
И, куда ни глянь, везде война.
«…»
Есть у нас свои законы жизни:
Мы в боях фашистских бьём зверей,
Кто изменит в этот час Отчизне, –
Того ждёт проклятье матерей.

6. Какой всемирно известный поэт родился на станции Зима и какое произведение по воспоминаниям своего военного детства он создал, выступив в новом для себя качестве? Какие эпизоды из этой работы вам наиболее запомнились?

Ответ:

Евгений Александрович Евтушенко родился 18 июля 1932 года на станции Зима. По некоторым сведениям, он родился на станции Нижнеудинск в фельдшерском пункте вокзала, когда его мать ехала к родственникам в Зиму. Отец – Александр Рудольфович Гангнус прибалтийский немец, геолог. При рождении Евгений носил его фамилию.

Мать – Зинаида Ермолаева Евтушенко – геолог, актриса. В 1944 году при возвращении из эвакуации в Москву мать изменила фамилию и год рождения, чтобы не получать специальный пропуск, который необходимо было иметь с 12 лет.

Печататься начал в 1949 году. В 1983 году выступил в новом для себя качестве – режиссера, создав по воспоминаниям детства фильм «Детский сад».

Не забудь своих детей, страна!

Стала детским садом им война.

Мне наиболее запомнились два эпизода. Первый – это когда Женя впервые сталкивается со смертью. У него на глазах погибает мальчик – беспризорник, которому он только что отдал свои сандалии, потому что была уже осень, а мальчишка был босиком. А второй – эпизод его встречи с бабушкой в городе Зима возле Старо-Никольской церкви. Эта церковь и сейчас является действующей.

7. Геннадий Михасенко написал повесть «Кандаурские мальчишки» по впечатлениям

своего детства, пришедшегося на годы войны. Почему мальчишки – герои его повести, находясь в сибирской деревне, за тысячи километров от фронта, берут с собой настоящее ружьё и патроны, когда отправляются пасти овец?

Ответ:

Геннадий Михасенко родился 16 февраля 1936 года в городе Славгород Алтайского края в семье кадрового военного. С первых дней войны отец отправляется на фронт, а мать с сыном перебираются в деревню Кандаурово Новосибирской области. Здесь прошли детские годы писателя. После войны семья переезжает в Новосибирск. В 1954 году Геннадий поступает в Новосибирский инженерно-строительный институт на гидротехнический факультет. В 1959 году после окончания института приехал на строительство Братской ГЭС.

Повесть «Кандаурские мальчишки» написана по детским впечатлениям писателя. В ней рассказывается о том, как, помогая взрослым, мальчишки пасут колхозных овец. Дело это было небезопасное не только потому, что рядом была тайга и могли напасть на стадо волки, но ещё и потому, что лихие люди разбойничали. Вот как об этом говорит в повести колхозный сторож дед Митрофан: «Вы не морщитесь. У нас раньше целыми стадами вырезали. Налетит шайка на лошадях, пастухов свяжут и зачнут шерстить. Потом воронья на этом месте черным-черно…». А однажды и у мальчишек зарезали овцу, и ружьё им помогло. Вот как этот случай описывается в повести: «Шурка бросил нож, на котором запеклась ленточка крови, и медленно повернулся к нам. Я украдкой, стараясь не шуметь, подошел к нему, Колька – тоже. Мы настороженно огляделись и увидели… В тальнике стоял человек, высокий и тёмный. Густота зарослей и солнце, бившее прямо в глаза, мешали разглядеть – кто же это. Он не двигался и, казалось, тоже был ошарашен всем происходящим. Мы почувствовали, что он в упор смотрит на нас, и дрожали. Шурка подтянул ружьё и направил его на человека. Под напором четырёх взглядов: трёх человеческих и одного дульного – фигура метнулась от нас, точно падая на спину, и, подминая и раздвигая кустарник, скрылась в сырой его глубине. Только шум ветвей и листьев, будто порывы ветра, не смолкал несколько секунд».

8. Герой рассказа Фёдора Боровского «Музыкальная история», от имени которого ведётся повествование, ещё только собирается пойти в первый класс. Он упрашивает мать побыстрее научить его грамоте, чтобы самому написать отцу письмо на фронт. О чём не терпится маленькому Феде спросить у отца?

Ответ:

Боровский Фёдор Моисеевич родился 30 октября 1933 года в семье военнослужащего. В 1956 году окончил Московский геологоразведочный институт. С 1956 по 1974 работал в геологоразведочных экспедициях. Потом преподавал в Иркутском геологоразведочном техникуме. С 1986 года стрелок ВОХР. Печататься как прозаик начал с 1971 года.

Герой его произведения «Музыкальная история» никак не может понять объяснение матери, что значит «превосходящие силы». Если нас – русских больше чем немцев, то почему на фронте больше их. А если наших мало, то почему их – мальчишек не берут на фронт помогать отцам. Обо всём этом он хочет сам спросить у отца в письме, поэтому и просит мать поскорей научить его грамоте. В своём первом письме он так и написал: «Папа, почему фашисты превосходящие? Давай я пойду на войну, мы все пойдём. И тогда мы будем превосходящие, и не надо будет отступать». Но отец ответил ему, что они справятся сами, а он должен хорошо учиться и помогать маме.

9. Какое произведение Валентина Распутина посвящено военному и послевоенному детству? С какими трудностями приходилось сталкиваться героям этого произведения?

Ответ:

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в посёлке Усть-Уда Иркутской области, расположенном на берегу Ангары, в трёхстах километрах от Иркутска. И рос в этих же местах, в деревне с красивым названием Аталанка. Матери писателя трудно было одной в те почти голодные годы поднимать троих детей. Жили они без отца, жили очень тяжело. По воспоминаниям тех военных и послевоенных лет написаны произведения: «Мы с Димкой» и «Уроки французского». На долю героя произведения выпали все испытания тех лет.

Мальчишка голодал не только во время войны, но и после, когда единственный из всей деревни, поехал учиться в город. Хотя он и жил у тётки, кто-то из домочадцев воровал его продукты, которые мать присылала ему из деревни. Кроме этого он был болен малокровием и постоянно нуждался в молоке. А ещё он очень тосковал по дому, по своей семье. Но он понимал, как тяжело было его матери собрать его на учёбу, поэтому он очень старался и учился на одни пятёрки, несмотря ни на что.

10. Герой рассказа Ивана Комлева «Лепёшка» так описывает переживания, испытанные им в раннем детстве, которое пришлось на военное время: «Я не знал, что делать. Отступил в сторону и встал. Щёки мои горели. Лепёшка жгла руку… Слёзы против моего желания накатились на глаза, комок застрял в горле…». Чем были вызваны эти переживания героя?

Ответ:

Иван Комлев (Виктор Павлович Иванов) родился в 1940 году в городе Омске. Родители из крестьян. Детство и юность прошли в районном центре с названием Корниловка. В 1963 году окончил Омский сельхозинститут по специальности инженерная геодезия. Работал в экспедициях: на Урале, в Казахстане, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и на Крайнем Севере. После принятия в члены Союза писателей СССР недолгое время был заведующим бюро пропаганды художественной литературы в Иркутском отделении Союза писателей.

Герой его рассказа «Лепёшка» испытывает такие переживания потому, что впервые неожиданно увидел и осознал, как голодает его мама. Ей приходилось, как и всем другим, много работать, недосыпать. А она, и так скудный кусок хлеба, который полагался им двоим, весь отдавала ему. Делала она это не потому, что он ей не нравился или она была сыта, а для того чтобы хоть немного получше накормить своего сына. Когда мальчик это понял, несмотря на свой юный возраст и голод, он нашёл в себе силы не съедать весь хлеб, а делиться им со своей мамой.

11. Почему в повести Ивана Комлева «Ковыль» автор называет четырнадцатилетнего Серёжу Узлова «бойцом трудового фронта»?

Ответ:

Всем пришлось нелегко в военные годы, и тем, кто был на фронте, и тем, кто остался в тылу. Голод, холод, недосыпание пришлось испытать Серёже Узлову, герою романа «Ковыль» Ивана Комлева. Непосильный труд на лесозаготовках, жизнь в холодном дощатом сарае. Однажды при разгрузке с баржи тяжёлых брёвен свалился в осеннюю, ледяную воду и чуть не погиб. А потом, возвращаясь домой в одиночку, рисковал замерзнуть или попасться волкам. Когда вернулся с лесозаготовок в родное село, он продолжал помогать взрослым, а к весне отремонтировал отцовский трактор, чтобы колхозникам было легче справиться с пахотой. Тыл часто называли «трудовым фронтом». А если Серёжа принимает активное участие в работе этого фронта, то он – боец, боец трудового фронта.

12. Как вы понимаете заключительные строки повести Ивана Комлева «Ковыль»: «Война уходила на запад. Война должна была умереть там, где родилась»?

Ответ:

Я думаю, что последними строками своей повести «Ковыль» Иван Комлев хотел сказать о том, что война должна закончиться в Германии. Мы должны были победить врага, который начал эту войну, на его территории. Мы не должны были дать возможности остаться у власти или спрятаться тем, кто начал эту войну. Их должны были судить за все их преступления против своего и других народов, чтобы эта война не повторилась никогда.

13. Как Стёпка и Женька – герои повести Геннадия Машкина «Родительский день»

получили «боевые» ожоги, находясь в тыловом дальневосточном посёлке?

Ответ:

Машкин Геннадий Николаевич родился 13 марта 1936 года в городе Хабаровске. Семья жила в Хабаровске, а потом на Южном Сахалине. В 1959 году поступил в Иркутский горно-металлургический институт. После окончания работал в геологоразведочных партиях на севере Иркутской и Читинской областей. Умер в январе 2005 года. В 2006 году в Иркутске на доме, где жил и работал писатель, установили мемориальную доску. Хотя главной героиней повести «Родительский день» является Ангелина Фёдоровна, это произведение о ребятах военной поры. Стёпка и Женька были заводилами – командирами среди ребят посёлка, в котором они жили. Однажды от девочки-попрошайки они узнали, как можно попасть в запретную зону, где хранилось трофейное оружие. Через овраг ребята пробрались на запретную территорию и утащили небольшой снаряд. Когда встал вопрос, что с ним делать и где хранить, они решили проверить боевой он или нет, положив снаряд в костёр. В овраге мальчишки развели костёр, положили в него снаряд, а сами отошли подальше. Костёр горел, а снаряд не взрывался. Стёпка с Женькой решили подбросить в костёр хвороста, чтобы был пожарче, а когда они приблизились к костру произошёл взрыв. Так они получили ожоги.

14. За что в повести Георгия Замаратского «Этот мечтатель и фантазёр Егорка» шестиклассника Егорку наградили медалью «За трудовые отличия»?

Ответ:

Замаратский Георгий Иннокентьевич родился в 1928 году в деревне Погодаевой на Илиме. Отец Иннокентий Михайлович работал до революции на кожевенном заводе, имел три класса образования и считался грамотным. Мать – крестьянка, работала в колхозе. После службы в армии окончил художественное училище в городе Иркутске. Работал учителем в Нижнеилимской школе. В Железногорске был директором художественной школы, которую сам же и открыл. После выхода на пенсию перешёл на работу в дом пионеров.

Эта книга автобиографична и рассказывает о самоотверженном труде подростков во время Великой Отечественной войны. В главном герое повести Егорке угадывается сам автор. Несмотря на трудное время – военные годы ребята не падают духом, успевают и учиться, и заменять ушедших на фронт отцов в сельских делах, видя в преодолении трудностей свое участие в борьбе с врагом.

Детство, опаленное войной, очень ярко описано в ней. Дети-илимчане не падали духом, учились в школе, заменяли ушедших на фронт отцов и братьев и в домашних делах, и в колхозе: заготавливали дрова, ухаживали за колхозным скотом, возили сено, солому, воду... С раннего утра до ночи подростки работали в поле, на ферме, в лесу... Весной боронили поля, выдавая норму взрослых, чем очень гордились, летом закладывали силос. Для мальчишек езда на лошадях была праздником, на телегах везли траву к силосной яме, сваливали ее с таратайки в глубокую траншею, а ребятишки помладше утаптывали ее, скакали и «плясали» целыми днями, так детские забавы превращались в полезные для колхоза дела. Лодкой и удочкой на Илиме владел каждый мальчишка с малолетства, кормили рыбой и себя и старших...

В повести Георгия Замаратского «Этот мечтатель и фантазер Егорка» в центре внимания – любознательный непоседа Егорка, который своей страстью к изобретательству, рисованию, сочинению стихов удивляет не только друзей, но и взрослых. За изобретательство майор Солодков назвал Егорку «нашим илимским Кулибиным».

Когда дизелиста Николая Рябинушку забрали в армию, и в колхозе некем было заменить его. Выбор председателя пал на шестиклассника Егорку. «Егорка всё понимал – и что война тяжёлая идёт, и что хлеб обмолотить надо, и что дизелем быть – почётно». Егорке стало страшно от той ответственности, которую он взваливал на себя. Но он понимал и другое, что стране и фронту, людям нужен хлеб. В войну дети быстро взрослели и выполняли совсем недетскую работу. Вот как он ответил тётке Марье: «Я не ребёнок! Ты, тётка Марья, соображай, что говоришь… Разворчалась: то не так, это не так! На фронте мужики. Кому за них работать? Не понимаешь, что ли?» Порой ему очень хотелось в школу, сесть за парту, хоть в классе очень холодно и сидеть надо в зимней одежде, греть руки и чернильницы за пазухой… Егорка сочинял стихи, их поместили в колхозную стенгазету. Председатель Николай Иванович прочитал их, и сказал Егорке: «Эти стихи надо печатать в районной газете, а может, даже в областной!».

Когда в очередной раз Николай Иванович отправил его стихи в газету, на этот раз – в областную, он сказал, что Егорку в скором времени ждет сюрприз. Этим сюрпризом и была медаль «За трудовые отличия», которую Егорка получил за свои старания, терпение и труд, как итог большой добросовестной работы.

15. О чём заставляет задуматься рассказ Юрия Шишова «Трудный день Васьки Грачёва»? Напишите сочинение-рассуждение на эту тему.

Ответ:

Рассказ Шишова «Трудный день Васьки Грачёва» заставляет задуматься о верности и дружбе, о сочувствии, о смелости и честности. Его верный друг Славка, когда узнал, что Васька потерял хлебные карточки, поделился с ним последними тремя картошинами. Не испугался и не оставил его, когда тот собрался идти в военную комендатуру. Капитан в комендатуре не арестовал их, а всё понял и похвалил за то, что во всём честно признались. Ведь никто не видел, как мальчишки нечаянно уронили с машины ящик с патронами. Они могли просто убежать, но тогда по всей строгости наказали бы водителя. А потом военный напоил мальчиков чаем и поделился своим скудным пайком.

Я думаю, писатель этим рассказом пытается показать нам, что несмотря на войну, голод и разруху люди не очерствели душой.