Конкурсы

Великая Отечественная война в прозе и стихах иркутских писателей

Подвинский Денис , 14 лет, МБОУ СОШ № 25, 9 класс, г. Тулун.

1. Автор стихов Моисей Рыбаков – поэт, иркутянин. Уже в школе он пробует писать стихи. Затем поступает на физико-математический факультет Иркутского госуниверситета, но писать стихи не бросает. Он мог стать физиком, математиком, поэтом, но началась Великая Отечественная война. Моисей Александрович уходит на фронт сражаться с врагом.

В короткие часы перед боем поэт писал стихи. Так родилось одно из стихотворений «Мы с Байкала…», которое стало песней, со словами которой красноармейцы отправлялись на фронт. Погиб поэт в возрасте 24 лет. Его имя увековечено на мемориальных досках Иркутской средней школы № 11 и Иркутского государственного университета.

2. 21 октября 1941 года в сербском городе Крагуеваце солдаты вермахта расстреляли 7 000 жителей города в отместку за 70 солдат и офицеров, убитых сербскими партизанами. Людей хватали прямо на улицах, в церквах, в школах. Мальчиков-гимназистов вызывали по классным спискам. Для каждого из них это был последний урок. Брали только мужское население от детей до стариков. Так в число казнённых попали около 300 учеников местной гимназии и 18 их педагогов. Расстрел в Крагуеваце является одним из самых кровавых и памятных моментов на балканском фронте Второй мировой войны. Каждый год в этот день проходит траурно- торжественное шествие взрослых и детей Югославии к святым могилам. Сегодня здесь находится памятник и мемориальный музей. Этому событию посвятил Марк Сергеев стихотворение «Баллада о мальчиках Крагуеваца».

Уже нет страны Югославии, но это надо помнить всегда и не забывать, потому что и сегодня идут войны и гибнут дети. Но теперь уже это происходит на родине самого поэта Марка Сергеева, в Енакиево, Амбросиевке, Макеевке, городах Донбасса, где проходило детство поэта.

3. Тополиная аллея, 15 июня 1941 г. посаженная выпускниками школы, вскоре уходившими на фронт. Мемориальная плита (белый мрамор) с гравированным текстом: «В начале июня старшеклассники посадили эти тополя. А осенью в школе уже был госпиталь. Мальчишки ушли на фронт... Шел 1941 год.

А в том году столкнулась сила с силой,
стояла насмерть русская земля...
За тыщу верст разбросаны могилы
Тех, что сажали эти тополя ...

Памятный знак установлен в 1985 г. при содействии бывшего выпускника школы иркутского поэта Марка Сергеева.

В начале июня 1941 выпускники средней школы № 21 Иркутска перед зданием школы на ул. Коминтерна (ныне ул. Байкальской, 121) посадили тополя.

Это событие совпало с началом войны. Большинство из тех, кто садил аллею, погибли на полях сражений. И этот природный уголок Иркутска стал памятным местом для иркутян, напоминающим о земляках, ушедших со школьной скамьи на фронт, участниках сражений 1941–1945. Ежегодно 8 мая, в канун Дня Победы, ветераны войны встречаются здесь со школьниками.

Школа № 21 во время войны принимала раненых, развернув в классах госпиталь. После войны до 1958 года здесь находился госпиталь для инвалидов войны. Специализация госпиталя была туберкулёзная. Так госпиталь превратился в туберкулёзную больницу. А для школы № 21 в сентябре 1967 года было открыто новое здание на улице Красных Мадьяр, где она находится и поныне. Туберкулёзную больницу вскоре закрыли, а здание реконструировали. Уже несколько лет здесь размещается главный административный корпус суда – судебная коллегия по уголовным делам.


Тополиная аллея сегодня.

История аллеи и сохранила для нас особую память о школе № 21.

А сохранилась эта память благодаря тому, что здесь, в школе № 21, перед войной и во время войны учился иркутский литератор Марк Сергеев. Он лично участвовал в высаживании этих тополей. Сам он ушел на фронт в 1943 году, воевал на японском фронте.

Марк Сергеев посвятил тополиной аллее, а точнее ученикам старших классов, которые ее высаживали перед уходом на фронт, стихотворение «Баллада о тополях», ставшее знаменитым не только в России, но и за его пределами.

4. Иосиф Уткин. Стихотворения, где есть строки о военной клятве:

А)

Клянусь: назад ни шагу!
Скорей я мертвый сам
На эту землю лягу,
Чем эту землю сдам.
Клянусь, мы будем квиты
С врагом. Даю обет,
Что кровью будут смыты
Следы его побед!..
А если я нарушу
Ту клятву, что даю,
А если вдруг я струшу
Перед врагом в бою,
Суровой мерой мерьте
Позор моей вины:
Пусть покарает смертью
Меня закон войны!

Б)

Назад не отступаем!
Я лучше мертвый сам
Уйду в родную землю,
Чем эту землю сдам.
Мы кровью будем квиты
С врагом – прими обет,
Что люди позабудут
Плоды его побед, –
А ежели я дрогну
Перед врагом в бою
И ежели забуду
Ту клятву, что даю,
До гроба не отмыть мне
Позор своей вины.
Пускай меня поглотит
Безумие войны.
1942 год

В)

Клятва

Над свежей могилой героя
Клянутся сурово друзья,
И клятвы сильнее, чем эта,
Придумать, должно быть, нельзя.

Она языком автоматов
Вдоль пыльных шоссе говорит,
Она офицерскою хатой
В ночи партизанской горит!

Как чистое детское сердце,
Слова этой клятвы просты.
Но гнутся под тяжестью слова
И падают в бездну мосты.

И бурно над свежей могилой
В ответ прорастает трава,
Как знак, что становятся жизнью
Суровые клятвы слова.
1942 год

Г)

Гвардейский марш

Мы, честные русские люди,
Мы, храбрая русская рать,
Клянемся, что немец не будет
Родимую землю топтать!

Сдвигаются брови с угрозой,
Сжимается в ярости рот,
И в бой за родные березы
Бросаются люди вперед!

Летят краснозвездные лавы
Рядами железных колонн,
Лишь стелется по ветру слава
Сияньем гвардейских знамен!
1942

Д)

Если будешь ранен, милый, на войне…
Но в письме не вздумай заикнуться мне
О другой измене – клятве на войне.
Ни в какой я вечер
Трусу не отвечу.
У меня для труса есть один ответ:
Все проходят раны
Поздно или рано,
Но презренье к трусу не проходит, нет!

5. Джек Алтаузен.

За участие в боевых операциях на фронте Великой Отечественной войны поэт был награжден орденом Красного Знамени. В 1942 году в бою под Харьковом Джек Алтаузен отдал жизнь за Родину. Он был поэтом-большевиком, и поэтическое его слово не расходилось с делом потому, как говорил он, что у нас с колыбели чувство Родины в сердце живет.

Наиболее известные его произведения о войне:

«Родина смотрела на меня»
«Письмо от жены»
«Мать»
«Девочка играла возле дома»
«Вся Отчизна меня провожала»
«Я пишу, дорогая, тебе»

6. Евгений Александрович Евтушенко.

Получил известность как прозаик, режиссёр, сценарист, публицист и актёр. Фильм «Детский сад» создан по воспоминаниям детства Евгения Евтушенко, где он выступил в роли режиссёра.

Главный герой кинофильма – мальчик по имени Женя. Идёт война, отец ушёл на фронт, мать отправляет сына в эвакуацию к бабушке в сибирский городок Зиму. По дороге поезд попадает под обстрел, мальчик добирается пешком самостоятельно. На его пути встречаются разные люди: злые и добрые, которые оставляют в его душе заметный след. Какие эпизоды мне наиболее запомнились? Напишу о нескольких. Мать провожает сына и просит проводницу присмотреть за ним, за это отдаёт ей своё обручальное кольцо. В вагоне у Жени какой-то мальчишка пытается украсть его обувь, завязывается драка. Женя видит, что у мальчишки босые ноги все в болячках, тогда он отдаёт ему сандалии. Поезд попадает под бомбёжку, во время которой гибнут люди, и среди них тот мальчик. Проводница снимает обувь с мёртвого и отдаёт их Жене, объясняя это тем, что они мальчику теперь не нужны, а ему пригодятся… У Жени истерика, шок…

Женин отец попадает в плен. Во время допроса между немецким офицером и пленным русским завязывается беседа, в ходе которой выясняется, что их сыновья одного возраста и оба играют на скрипке (может быть, даже одну мелодию). Отцу предлагают рассказать секретную информацию, стать предателем. Но он, конечно, не соглашается.

«Разве я здесь добровольно, разве думал ли я, что, будучи преподавателем русского языка Берлинского университета, буду здесь в Ясной поляне сидеть в кресле Льва Толстого. У нас много танков, самолётов, отличное боевое снаряжения, а Кутузовых в России нет...», – говорит немецкий офицер. Отец Жени говорит, что ни один народ в мире не заслуживает плохого правительства. И что войну выигрывают не только Кутузовы, но и капитаны Тушины. Немецкий офицер даёт распоряжение, чтобы пленного не отдавали СС, а перевели в лагерь военнопленных. В данной ситуации он сделал всё, что мог для отца Жени.

По пути к бабушке Женя встречает разных людей: какая-то женщина на голодный взгляд мальчика прогоняет его, а сама ест колбасу, старенькая бабушка делится последним куском хлеба. Какой-то интеллигентный старик, сняв свою обувь, меняет её на полстакана мёда. Жене предлагают бидон мёда в обмен на скрипку, но он не соглашается, как бы голоден он ни был. Мнимый слепой мужчина обманным путём принуждает мальчика играть на скрипке, таким образом зарабатывать деньги. А когда выясняется, что слепой вовсе не слепой, а зрячий, Женя в недоумении. Как же так? Почему он не на фронте? «Пусть дураки погибают», – говорит «слепой». Женя сбегает от него, когда тот хочет свернуть голубю шею. Опять хочется сильно кушать, очень сильно. Невозможно оторваться от запаха горячей картошечки с лучком и маслицем… Женя не выдерживает и берёт одну картошку. Но тут, на крик продавщицы, на него набросились мужики и стали избивать, поломали его скрипку. Заступилась за него девушка Лиля, которая впоследствии сыграет огромную роль в судьбе мальчика. Сначала Женя попадает в банду к ворам, так как Лиля тоже там была…Они хотят сделать из него вора-домушника. Лиля уводит мальчика на завод работать. Потом они будут вынуждены бежать, потому что девушка убивает главаря банды Шпиля, заступившись за Женю. Приехав в город Зиму, они случайно на базаре встречают Женину бабушку, которая его уже давно ищет. Бабушка благодарит Лилю за внука, за то, что сберегла его. Женя посещает школу, где подружился с танцором по имени Толян. У обоих отцы пропали без вести на фронте. Женя как-то признаётся другу, что мечтает о скрипке. Толян находит скрипичного мастера и тот отдаёт ему свою скрипку для Жени. В конце фильма Лиля уезжает, оставив записку, в которой благодарит их за всё. А Женька сбегает вслед за ней на фронт.

Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны.
Не только за свою страну
солдаты гибли в ту войну,
а чтобы люди всей земли
спокойно видеть сны могли.
Под шелест листьев и афиш
ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж.
Пусть вам ответят ваши сны,
хотят ли русские войны.
Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю грустную свою.
Спросите вы у матерей,
спросите у жены моей,
и вы тогда понять должны,
хотят ли русские войны.

Это стихотворение Евгения Евтушенко звучит в конце фильма как набат.

7. Главные герои повести – мальчишки – жители деревни Кандаур. Действие происходит во время Великой отечественной войны. Мужчины почти все были на фронте, в основном оставались женщины, старики и дети. Каждый день в тылу шла работа во имя победы, всё для фронта. Дети работали наравне со взрослыми. Мальчишкам поручили пасти колхозных овец, выдали им ружьё, правда, без патронов. Но однажды так случилось, что одну из овец Хромушку кто-то подрезал… Ребята рассказывают об этом врослым, им выдают уже настоящие пять патронов. Со всей ответственностью мальчишки подходят к этому, казалось бы, простому делу – пасти овец. Разные неприятности происходят с ними: то овечка чуть не утонула в болоте, к счастью, они сумели её вытащить, то змея нападает на одного из товарищей, но не спасовали мальчишки, сражались в тылу, помогая взрослым, чтобы хоть на миг приблизиться к Победе.

8. Главный герой рассказа «Музыкальная история» мальчик по имени Фёдор. Он просит свою маму, чтобы она научила его писать, так как он ещё мал, только собирается идти в школу. Ему очень хочется написать отцу письмо, который сражается на фронте. Фёдор слушает каждый день военную сводку по радио. И ему не понятно: почему наши войска вынуждены отступать, почему говорят: «…превосходящие силы противника». Мама ему объясняет, что иногда нужно отступать, но отступление – это такой манёвр, для того чтобы заманить врага, и что «превосходящие» это означает – больше… Маленькому Фёдору это непонятно. Как так? Получается, что немцев больше, чем наших? Мама ему поясняет, что на фронте в данный момент немцев больше, а вообще, в стране наших больше. «Но тогда нужно всем пойти на войну, то не будет "превосходящих". Тогда сами будем превосходящими», – думал Федя. Это он хотел спросить в письме у отца и просил взять его на войну… Но отец, конечно, на войну его не взял, а сказал, чтобы он хорошо учился, слушался и помогал маме. «Врага мы побьём и купим тебе скрипку» – писал отец. Закончилась война, отец вернулся домой, а скрипку нашему герою так и не купили, но это было уже не важно.

9. Произведение «Уроки французского» Валентина Распутина посвящено военному и послевоенному детству.

Повесть автобиографическая. Главный герой – мальчик лет 12, он живёт в небольшой деревеньке. Все замечают его способности и предлагают матери отправить его учиться в райцентр. Там он сталкивается со многими трудностями… Его семья жила бедно, продуктов не хватало, но мать старалась как могла, отправляла картошку, хлеб сыну. Но эти продукты быстро пропадали, так как на квартире, где мальчик снимал угол, хозяйский мальчишка подворовывал и нашему герою приходилось голодать. В школе он учился хорошо, но ему плохо давался французский язык, произношение у него не заладилось, и это очень беспокоило молодую учительницу – Лидию Михайловну.

Чтобы найти деньги на еду, мальчик вынужден был играть в азартные игры, и ему очень везло в этом, но сильно не нравилось местным ребятам. Ему часто доставалось от них. Лидия Михайловна, видя состояние своего несчастного ученика, жалеет его, всё понимает и назначает ему дополнительные занятия по французскому у себя дома. Сама старается его накормить во время занятий и даже отправляет посылку в школу, якобы из дома. Но мальчик сразу догадывается, что это учительница всё придумала. Он очень возмущён, отказывается от предложенных ему денег. И Лидия Михайловна вынуждена была пойти на хитрость: она учит его новой игре на деньги в «пристенок». За игрой они проводили вечера и старались не шуметь, так как по соседству жил директор. Но однажды, они так увлеклись, громко разговаривали, кричали, ссорились. Всё из-за того, что учительница начала специально проигрывать, чтобы все деньги достались ученику. Во время их бурного разговора, зашёл директор и всё увидел. На другой день учительница уволилась и уехала домой на Кубань. Зимой наш герой получил посылку с макаронами и яблоками, он сразу же догадался, от кого она была.

10. Переживания, которые Иван Комлев описывает в своём рассказе «Лепёшка» приходятся на военные годы. В то время было нелегко людям не только на фронте, но и в тылу. Особенно было тяжело женщинам, так как на их плечи легли все тяжёлые работы, а также заботы о детях, чтобы сохранить их, спасти от голода, холода… Мать старалась отдать своему сыну лучший кусочек. И никогда виду не подавала, что ей тоже очень хочется хлеба. Мальчик понял, что мама его обманывает, на самом деле, она тоже очень страдает от недоедания, но виду не показывает и поэтому ему стало горько и обидно до слёз. Хлеб войны был самый вкусный, самый лучший, потому что война, потому что голод …

11. Главный герой повести «Ковыль» – 14-летний подросток Серёжка. Работал на барже по заготовке леса. На свои 14 лет он не выглядел, так как ему приходилось много работать, к тому же одолевал сильный голод. Серёжа был единственным подростком в команде взрослых. Работа выматывала всех без исключения. Все люди вокруг трудились неустанно для победы, не жалели ни сил своих, ни здоровья. Особенно доставалось детям в это трудное для страны время… Они заменяли взрослых у станков, в поле и были равными в этой схватке. Шагал Серёжка в трудовом строю и не мог остановиться, замедлить это движение, вместе со всеми делал то, что требовала война. Вот поэтому Иван Комлев называет Сергея Узлова «Бойцом трудового фронта». Наш герой был не просто мальчишка, он был представителем армии труда.

12. «Война уходила на запад. Война должна была умереть там, где родилась».

Когда наши войска освободили страну от немецко-фашистских захватчиков, они стали двигаться дальше на запад, к Берлину и освобождать другие города. Надо было уничтожить врага не только у себя и в других государствах, но и освободить немецкий народ от фашистов, поэтому наша армия разгромила рейхстаг – логово фашизма.

13. Стёпка и Женька – герои повести Геннадия Машкина «Родительский день» получили свои «боевые» ожоги, потому что они залезли в запретную зону (про которую им рассказывала девочка по имени Пеструшка).

В запретной зоне хранились ящики с трофейным оружием. Стёпка взял снаряд, а Женька предложил его положить в костёр, проверить «рванёт» или «не рванёт» Когда снаряд был уже в костре, ребята все отошли, но снаряд «молчал». И Стёпка с Женькой решили подойти и проверить. Но тут раздался мощный взрыв и ребят отбросило от костра. Они остались живы, но получили сильные ожоги.

14. Медаль за трудовые отличия Егорка – главный герой повести Георгия Замаратского – получил за то, что в трудное для страны время, он работал наравне со взрослыми, помогал «ковать» победу. Егор со своими товарищами работал в страдную пору. Фронту нужен был хлеб, много хлеба. Ребята отлично это понимали и работали с раннего утра до позднего вечера. Егор был горд своим участием в таком важном деле – молотьбе.

Однажды произошла авария – утечка нефти из цистерны. Срочно требовалось горючее, а его не было, и взять было негде. Последствия были бы необратимыми, если бы не Егорка... Он предложил залить в бак дёготь… И как оказалось его идея была спасением в данной ситуации. Двигатель заработал, и молотьба продолжилась. За это Егорка получил от председателя награду. Вскоре нашему главному герою, мечтателю и фантазёру, предложили работать дизелистом, так как заменить было некем, почти всех мужчин забрали на фронт. Егор разбирался очень хорошо в технике, сам когда-то смастерил паровую машину. Чтобы выручить родной колхоз в тяжёлое для страны время, он, конечно, согласился. Егорка понимал, что идёт война, нужно всё делать для фронта, для победы, обмолотить вовремя хлеб, что дизелистом быть почётно в такое время! У него всё получилось, он справился. За всё это и получил Егор медаль «За трудовые отличия».

15. «Трудный день Васьки Грачёва».

События, которые описываются в рассказе Юрия Шишова, происходят в очень трудное для нашей страны время… начало войны. Всё мужское население сражается на фронте, в тылу людям тоже нелегко: не хватает рабочих рук, не хватает хлеба, в стране введена карточная система (продукты выдают строго по норме), всё рассчитано по дням, и не дай Бог потерять эти карточки. Что и случилось с главным героем рассказа – Васькой Грачёвым. Перед самым Новым годом, за три дня до конца месяца, когда он шёл по дороге за хлебным пайком, потерял карточки. Понимал ли Васька всю тяжесть случившегося? Конечно, понимал и очень переживал, особенно за свою маму. Что же они будут есть? Ведь мать не выдержит и умрёт с голоду. Как же выдержать эти три дня? Ответов на эти вопросы не было. На помощь приходит друг Славка, он приносит несколько картофелин. Славка успокаивает Ваську и говорит, что уже всё равно ничего не изменишь, зовёт его на улицу погулять. Надев на валенки коньки-хоккейки, они цеплялись к гружёным машинам и таким образом катались. Забава была, конечно, опасной, но ребятишки всё-таки рисковали. Так получилось, что, зацепившись в очередной раз к грузовику, Васька нечаянно опрокидывает из него ящик… Оказалось, в нём находились боевые патроны. Осознав, что произошло, Васька даже плакать не мог – столько бед на него разом навалилось. Ребята решили возвратить ящик в военную комендатуру. Васька во всём признаётся капитану, когда тот хочет наказать водителя грузовика за халатность. Капитан, конечно, похвалил Ваську за честность, но предупредил, чтобы больше такой рискованной забавой не увлекались. Этот рассказ заставляет задуматься о многом…

Во-первых, главный герой в сложившейся ситуации, подумал прежде всего о своей маме, а не о себе. Он даже не думал о том, что ему попадёт, а прежде всего о том, что мать не выдержит эти три дня без еды.

Во-вторых, как бы ни была страшна война, мальчишки всё равно остаются мальчишками, им хочется поиграть, поозорничать…

В-третьих, чувство голода побеждает страх. Кто знает, как бы поступили мальчишки, а особенно Васька, если бы в ящике оказались не патроны, а галеты… Наверно, не трудно догадаться, как в данной ситуации поступил бы наш герой… И мы не вправе его за это осуждать.

И наконец, в-четвёртых, как важно вовремя сделать признание (чтобы из-за тебя не наказали невиновного), что и сделал наш герой рассказа Васька Грачёв. Он полностью осознал свой поступок.

Небольшой рассказ Юрия Шишова имеет глубокий смысл и заставляет о многом задуматься.